Изразцы: технология производства, достоинства и применение в современном интерьере

Разновидности

Учитывая, что рассматриваемый декоративный элемент является продуктом ручной работы, то разновидностей его может быть огромное множество, ведь фантазия человека безграничная. Камины в интерьере украшают плитами с гладкой или рельефной поверхностью, окрашенные в один тон или расписанные несколькими цветами.

Наиболее распространенные виды лицевой стороны изразцов представлены следующим:

  1. Терракотовой плиткой с имитацией необработанной поверхности.
  2. Майоликовой плиткой с имитацией глазурной поверхности.
  3. Фаянсовой или фарфоровой плиткой, которая покрыта глазурью.


Красивая расписная печка

Если останавливать выбор на расписных изделиях, то нужно быть готовым к их высокой стоимости. В процессе изготовления мастера вручную наносят рисунки в самых востребованных стилях росписи, среди которых:

  • голландский;
  • суздальский;
  • калужский.

Для создания общей целостной картины и удобства выбора, в магазинах представлены целые комплекты изразцов, которые включают в себя все необходимые элементы кладки:

  1. карнизы;
  2. цоколи;
  3. фасоны;
  4. углы;
  5. ряды.

Комплект для отделки

Благодаря их умелому сочетанию создается настоящий шедевр, полностью законченное и продуманное архитектурное творение, которым хочется наслаждаться как можно дольше. В зависимости от конструкции камина или печи выбор изразцов может быть расширенным или узким, поэтому еще до момента возведения целостной конструкции стоит все детально продумать.

Технология строительства

Особенность строительства классической изразцовой печи в том, что кирпичную кладку и облицовку ведут одновременно. При этом ряды изразцов связывают друг с другом штырями (костылями) и скобами и фиксируют на стенках печи витыми отрезками стальной проволоки, которые замуровывают в швы кирпичной кладки. Плитку кладут впустошовку, однако полость румпы и пространство между румпами соседних изразцов заполняют глиняным раствором с добавлением кирпичной крошки или дресвы (особого мелкого гравия).

Существуют технологии, позволяющие отделать изразцами и уже построенную печь. Можно, например, использовать для этой цели кладочную или дорожную сетку, которую крепят к печи стальными анкерами, а уже к ней вяжут изразцы. Или, срезав румпу, просто приклеить элементы облицовки жаростойким клеем, например Universal HKM (Wolfshöher Tonwerke) или Scanmix Fire (Scanmix). Клеевой способ дешевле классического и позволяет уменьшить число фасонных элементов, но при нём не добиться хорошего теплоаккумулирующего эффекта.

Заводские печи комплектуют в основном монохромной облицовкой, однако плитка может быть рельефной. Фото: Hein

Если в основе печи или камина — чугунная или стальная топка, то возможны несколько способов её облицовки. Чаще всего топку обкладывают кирпичом или блоками из лёгкого бетона, а затем приклеивают изразцы.

Другой вариант предполагает изготовление контурного металлокаркаса (например, из уголка) — независимого или приваренного к стенкам топки. Для крепления изразцов к каркасу используют проволочную вязку, пластины и скобы.

Наконец, облицовка может быть самонесущей: изразцы с высокой румпой кладут, как кирпичи, на расстоянии от стенок топки, никак не связывая с ней, но армируя кладку проволокой, прутками, а кое-где и стальными профилями.

Секреты мастеров

Стоит понимать, что изразцы не используются по тому же принципу, что и плитка. При помощи румпы и проволоки элементы фиксируются к полотну печи непосредственно в процессе возведения данной конструкции. Таким образом, законченный отопительный прибор заключается в «изразцовую коробку».

Место для установки отопительного прибора с изразцами можно выбирать совершенно любое. Это может быть и центр прямой стены, и укромный уголок в комнате. Каминные порталы смотрятся эффектней в центре, посреди стены, а вот печку лучше располагать в углу.

Изразцы – это самобытно и оригинально, практично и стильно. Оригинальная облицовка способствует продолжительному сроку службы печи. С таким оформлением можно не бояться, что возникнут тепловые перегрузы, ведущие к перенапряжению внутренней кладки. Эффектный и практичный способ облагораживания печной поверхности понравится всем без исключения.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на сайт:

В современном интерьере

Камин в современном интерьере имеет свои особенности:

  1. Конструкция облицовывается такими материалами как: искусственный и натуральный камень, огнеупорная краска, однотонная плитка;
  2. Изделие, выполненное в современном стиле должно иметь простую форму и гармонировать с основным интерьером;
  3. В помещении используется много текстиля: однотонные шторы, пледы, картины современных художников, различные аксессуары, фоторамки, зеркала в простых оправах и обрамлениях;
  4. Для современного стиля, основными цветами являются: серый, белый, бежевый и другие неброские, нежные и ненавязчивые тона.

Камины в современном интерьере модерн, могут иметь и самые необычные формы- многоугольник, купол, круг, овал.

В современном стиле, как в дизайне камина, так и в самом интерьере, можно использовать различные зеркальные поверхности, которые не только помогут выгодно расставить все акценты, сделать его заметным, но и визуально расширят помещение, что особенно актуально для небольших спален и гостиных.

Камины в интерьере модерн, могут быть оформлены не только в нежных и спокойных тонах, но и резко контрастировать на общем фоне, что позволит им выделяться из картины более спокойной по своему оформлению мебели, общей отделки.

Изразцы собственного изготовления

Камин, облицовка которого будет выполнена своими руками – это достаточно сложный и кропотливый процесс, который состоит из определённых этапов и последовательности следующих действий:

  1. Глина разделяется на мелкие кусочки и просушивается под солнцем, после чего путём протирания через сито она преобразуется в порошкообразную консистенцию, а весь мусор полностью устраняется. Далее из порошка формируется вторая глина, для этого она разводится с водой и снова очищается от мусора, подвергается просыханию на солнце. На втором этапе глина постоянно замешивается руками и после того как она преобразуется в массу подобную густому тесту, необходимо действовать дальше;
  2. Теперь приступаем к созданию заготовки, для этого формируем из глины необходимый узор и форму, используя нож и стеки, наносим на поверхность изделия задуманные рисунки и узоры. Теперь размещаем заготовленный элемент в опалубке и производим её залитие гипсовым раствором, после того как с этого момента прошло 10-20 минут, вынимаем и отделяем её от гипса;
  3. В гипсовую сформированную форму закладывают раствор, после чего в нём просверливают отверстия, которые позволят произвести фиксацию каждого элемента на поверхности каминного портала;
  4. Глиняный изразец необходимо достать из формы ещё до полного высыхания и выполнить её полировку с помощью камешка, после чего её необходимо полностью застыть, на это может понадобиться ещё 1-3 дня. Теперь приступаем к обжигу, для этого закладывает изразцы в специальную печь на 2-4 часа, с температурой в 800-900 градусов без перепадов. Теперь необходимо оставить плитку в печке, которая остывает на одни сутки для достижения лучшего результата.

Важно отметить что изразцы, несмотря на сложность своего изготовления своими руками высокую стоимость на готовые вариации, являются универсальными и подходят даже для выполнения отделки круглых и многогранных печей-каминов. В данном видео подробно рассказывается о том, как выполнить облицовку твердотопливной кирпичной печи камина своими руками в доме изразцами или плиткой:

В данном видео подробно рассказывается о том, как выполнить облицовку твердотопливной кирпичной печи камина своими руками в доме изразцами или плиткой:

Изразцовые печи

Изразцовую печь нужно планировать до её возведения. Работа начинается с эскиза:

  • Прорисовывается узор.
  • Снимаются размеры.
  • Подсчитывается количество изразцов и все необходимые элементы.

Заказывая изразцы, дополнительно приобретите по 1 детали каждого вида изразцов. Даже если в процессе кладки ни один изразец не пострадает, будет спокойнее, если запасные детали будут храниться на случай их повреждений в будущем.

Печь, декорированная изразцами

  1. Готовый комплект изразцов выкладывается на полу. Каждый элемент нумеруется с обратной стороны.
  2. Начинается одновременный монтаж первого ряда керамики (цоколя) и кирпичной кладки. Цокольные элементы набивают раствором так же, как и все изразцы, но металлический стержень не вставляют. Если основание не слишком ровное, первый ряд допускается установить на раствор (только следить, чтобы раствор не попадал между изразцами). Второй ряд и выше – только на сухую.
  3. К костылю накручивается тройной жгут проволоки и (его концы будут заделываться в кладку).
  4. Костыли между собой тоже соединяются проволокой.
  5. После того, как выставлен первый ряд изразцов, начинается кирпичная кладка. Каждый кирпич плотно прижимается к изразцу. В нужных местах заделывается проволока и загибается.
  6. Часто изразцы дополнительно скрепляют скобами.

Изразцовая кладка иногда делается со швами до 10 мм. Но гораздо лучше смотрится полотно с горизонтальными швами в 1 мм и меньше, как это делали в старину.

Качества изразцов — дизайн

Изразцовые печи сохранились и до нашего времени, сейчас их можно увидеть в княжих теремах в Ростове, в Большом дворце Санкт-Петербурга и Пушкина. Дизайнерское решение было разнообразным:

  • узоры, состоящие из цветов и листьев;
  • орнаменты, которые присущи той или иной области;
  • рельефный узор;
  • сюжеты из сказок.

Со временем производство печей прекратилось, жизнь человека стала экономичней и проще. На смену печам пришли современные отопительные приборы.

Короб камина отделан изразцами с нежным, неброским рисунком. Современные умельцы делают камины из изразцов различного дизайна. Все зависит только от фантазии заказчика.

В небольшой гостиной взгляд притягивает массивный изразцовый камин темно-зеленого цвета.

Изразцовый камин становится кульминацией дизайнерского проекта для кухни.

Сейчас такие печи не просто редкость, а уникальность, но появились изразцовые камины. Их устанавливают в коттеджах, загородных домах, как дополнение к декору помещения. Дизайн изразцовых каминов очень отличается от далекого прошлого. Он стал проще, без сложных узоров. Изразец стало изготавливать намного легче, и количество выбора возросло в несколько раз. По своей стоимости они доступны практически каждому желающему установить печи и камины.

Изразцовые камины изящно смотрятся в современном интерьере, особенно, в стиле кантри, барокко, ампир и модерн.

Изготовление плитки по старинным технологиям

Долгое время изразцы для каминов и печей изготавливались исключительно вручную. Такой процесс является очень трудоемким. Он требует максимальной аккуратности, соблюдения всех параметров и правил. В процессе изготовления участвует сразу несколько мастеров – глазировщики, художники, литейщики и модельщики.

Мнение эксперта

Изразец – это материал, который наилучшим образом подходит для отделки печей и каминов, так как высокотемпературный обжиг, метод подглазурной росписи и пустотелость, присущие изразцам, гарантируют длительный срок службы, а самое главное – индивидуальный облик конструкций.

Само производство состояло (и состоит) из таких этапов:

  • создание модели из гипса;
  • снятие формы;
  • заливка фарфоровой массы;
  • сушка, оправка и зачистка;
  • подгон плиток;
  • художественная роспись;
  • глазирование;
  • обжиг.

В современные дни изразцы для печи изготавливаются с помощью инновационных технологий на основе качественных расходных материалов. Компания «НикАнд» принципиально занимается только ручным производством. Каждое изделие подвергается индивидуальной ручной росписи в определенной цветовой гамме, которая согласована с заказчиком.

Рисунки создаются профессиональными дизайнерами и художниками, обработка изразцов осуществляется с соблюдением всех норм

Особое внимание уделяется глазированию. Готовое изделие от компании «НикАнд» — это сочетание удивительной красоты и высоких качественных характеристик

Преимущества

Кроме вышеописанной способности сохранять тепло, лучше, чем традиционная плитка из керамики, изразцы для печки имеют ряд явных преимуществ перед данным видом материала:

  • повышенная жесткость и прочность за счет того, что толщина в два раза превосходит толщину керамической плитки;
  • способность выдерживать высокие температуры и их перепады;
  • сохранение тепла в течение довольно длительного периода;
  • экологичность – производят изразцы для камина из шамотной глины;
  • не вызывает аллергию – на гладкой глазурованной поверхности не оседает пыль;
  • легкость ухода за материалом;
  • снижение необходимого количества топлива – румпа удерживает высокую температуру в течение длительного времени;
  • безопасность – при нахождении в непосредственной близости от протопленной печи вероятность получить ожог практически отсутствует;
  • невысокий показатель уровня поглощения влаги;
  • длительный срок эксплуатации;
  • историческая ценность – старинные дворянские усадьбы хранят неоценимую прелесть русских изразцов.

Эстетические свойства данных декоративных элементов сложно переоценить. Разнообразие возможных вариантов дизайнерских проектов позволяет воплотить в реальность самые различные стилевые решения.

Какая бывает

Изразцовые камины могут отличаться по своей форме, исполнению, размерам и составу и тем самым отличаться по своей разновидности, при этом такое покрытие необходимо перед применением подогнать по габаритам и очертаниям.

Изразцовые камины и печи могут быть следующими:

  • Плоскими. Подходит для выполнения облицовочных работ на ровных и плоских поверхностях;
  • Угловыми. Для облицовки углов и изгибов каминных порталов и стен;
  • Цокольными. Используется для отделки первых рядов каминного портала и нижнего участка расположенного прямо под топочным отсеком;
  • Фасонными. Подходят для отделки элементов, которые выступают и выделяются на фоне общей конструкции, такой элемент отделки несёт особую и важную декоративную функцию.

Изразцовая печь может выпускаться как в России, так и в других странах, исходя из страны изготовления такого материла, он может иметь существенные визуальные отличия, которые заключаются в цветах, рисунках и определённом колорите. Например, русские изразцы более яркие и насыщенные, могут иметь тематическую роспись, рисунок, узоры и орнамент, в то время как другие, например скандинавские часто выполняются в более спокойных, неброских и пастельных оттенках.

Если говорить о баварских изразцах для них характерно наличие сдержанной неброской цветовой палитры и рисунком с отображением различных геометрических узоров, для голландских изразцов характерно наличие сине-белого оттенка, а продукция производства Испания изготавливает плитку с тематическими узорами в восточных мотивах.

Как сделать изразцы самостоятельно?

Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.

Заготовка глины

Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.

Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.

Рисунок 4. Заготовка глины

Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.

Изготовление формы

Рисунок 5. Раскатывание заготовки

Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:

  • из куска глины раскатывают лепёшку;
  • острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
  • лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.

Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.

Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.

Формовка и обжиг изразцов

Рисунок 6. Формовка плитки

Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.

С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.

Рисунок 7. Процесс формования изделия

*Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать можно только тогда, когда они полностью остынут.

Роспись плитки

Рисунок 8. Роспись изразца

На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:

  • холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
  • роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
    • плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
    • плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.

Процесс глазуровки

Рисунок 9. Готовые глазурованные плитки

*Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:

  • готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
  • в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
  • просушивают керамику;
  • повторно обжигают.

При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.

Рисунок 10. Печка, облицованная термоинертной керамикой

4 этап — Изготовление формы для изразца

Подсохший шаблон помещают в опалубку и увлажняют с помощью пульверизатора. Легкий блеск на поверхности подскажет, какое количество влаги будет достаточным.

Как приготовить гипсовый раствор

Состав простой: гипс и вода, которые замешиваются в пропорции 7:10. При этом, гипс засыпается в воду, а не наоборот.

Совет. Ввиду того, что гипсовый раствор быстро теряет требуемую текучесть (вязкость), его лучше готовить в половинке резинового мяча. Так проще перемешать компоненты до однородной массы.

Новичкам рекомендуется заменить гипсовый раствор шпатлевкой. Она дольше сохраняет текучесть.

Заливка гипса в опалубкуПодготовленный гипс выливается на шаблон тонким слоем

Здесь важно проследить за тем, чтобы раствор заполнил все участки. Ведь на этом этапе формируется внешний вид будущего изразца. Далее форма заливается гипсом полностью

Далее форма заливается гипсом полностью.

Мастера не советуют делать формы для изразцов для изнаночной стороны (румпы). Лучше сформировать ее руками, так сцепление с лицевой частью изделия будет более прочным.

Схватится гипс уже через 7-10 минут, а через 20 полностью затвердеет. После этого опалубка снимается, а форма вместе с шаблоном подвергается сушке. Сушить лучше при комнатной температуре. Это увеличит время сушки, но снизит вероятность появления повреждений в шаблоне.

Осталось только отделить готовую форму от шаблона. Сделать это легко, поскольку глина при сушке уменьшается в размерах (сжимается). Тем не менее, следует проверить, чтобы в форме не осталось глиняных крошек. Поэтому, ее лучше вымыть и просушить. Правильно сделанная гипсовая форма обеспечивает качественную формовку примерно для двух сотен изразцов. При этом учтите, что на их изготовление с использованием только одной формы уйдет значительное время. Для повышения производительности нужно изготовить несколько гипсовых форм и делать одновременно большее количество изразцовых плиток.

Если данная процедура кажется слишком сложной, то советуем ознакомиться с тем, как сделать изразец без изготовления формы.

Изготовление изразца с гладкой поверхностью без формы — видео

Продолжение

Для того чтобы не тратить время на изготовление формы, мастера советуют использовать обычную кухонную емкость. При этом пластиковая емкость хороша тем, что в нее лучше укладывать глину. Готовому изразцу она придает необходимую жесткую форму, но сложнее вынимать плитку. А из силиконовой формы изделие проще вытягивать.

Теперь, когда форма готова можно приступить к изготовлению изразцов для печи и камина.

Этап росписи изразца

После обжига утель можно оставить в натуральном цвете или расписать. Перед росписью изделие покрывается натуральной олифой и сушится в течение 1-2 суток. Роспись производится двумя методами.

1) Метод холодной росписи – обычно применяется для самодельных изразцов. Это наименее трудозатратный вариант, не требующий дополнительных обжигов. Для холодной росписи подойдут обычные масляные краски, а для заключительного слоя – масляный лак.

2) Ангобирование – роспись цветными ангобами. Ангоб – это декоративное покрытие из жидкой глины. Для создания ангоба взять разные по оттенку виды глины или заколеровать белую глину красящими пигментами.

Данная техника нанесения рисунка делится на два подвида:

  • нанесение глины консистенцией густой сметаны;
  • окунание изразца в воду, а затем в белый ангоб. После неполного высыхания белого фона на него наносится рисунок цветными ангобами.

Выбор изразцов для облицовки

Мастера-плиточники создали много разных конфигураций изразца, что позволяет построить красивую и функциональную изразцовую печь. Так, например, ровные плитки используют при отделке плоскостей, для облицовки углов предусмотрены угловые изразцы с румпой соответствующей конфигурации, Изгибы и декор выполняются фасонными деталями (бордюр, карниз прямой и угловой, решетка, рельефные вставки, накрывная полка, обрамление топки).

Разными могут быть не только виды изразцов, но и способ выполнения лицевой поверхности. Здесь выделяют рельефные, гладкие, с рисунком и без, глазурованные и терракотовые поверхности. Способ нанесения рисунка и его цветовая гамма определили целые школы керамистов. Популярность завоевали, голландские, испанские, русские изразцы.

А вот размеры изразцов, напротив, унифицированы и регламентируются положением ГОСТа 3742-47. Документ содержит информацию о геометрии изразца и допустимых отклонениях от нормы. Последние составляют не более 1 мм. Стандартизация позволила избежать длительной подгонки изразцов друг к другу, что существенно сокращает время облицовки.

Как проверить качество изразца

Покупая изразец нужно руководствоваться не только его эстетическими свойствами, но и обратить внимание на такие показатели как:

сырье. Мастера утверждают, что прочный изразец можно изготовить только из белой глины. Цветные глины, содержат различные примеси, которые влияют на качество;

наличие и размеры пор. Чтобы увидеть поры не нужно разбивать изделие. Они отчетливо просматриваются на торцах изразца. Чем больше размер пор, тем больше влаги способно впитать изделие. Процент влагопоглощения определяет устойчивость изразца к перепадам температур, к механическим повреждениям. Соответственно, чем больше и крупнее поры, тем ниже качество изделия;

метод изготовления изразца. В промышленных объемах изразцы изготавливаются двумя способами: продавливание, прессование и литьё. В первом случае используется влажная глина, что упрощает процесс производства, но увеличивает срок высыхания изделия. К тому же в процессе сушки влажное изделие может повести, что нарушит заданные размеры. Второй вариант более трудоемкий, но готовое изделие более прочное и имеет идентичные размеры. Третий метод используют для получения «плитки под изразцы»;

число (количество) обжигов. Их можно определить по качеству лицевой поверхности. Если она слегка потрескалась и имеет более тусклый блеск – значит, изразец обжигался единожды.

Особенности отделки

Во многих тематических магазинах представлены в широком ассортименте изразцы для камина, изготовленные из качественной керамики. Технологически в процессе производства декоративного элемента используется глина, которая в последующем обжигается по уникальной методике. Благодаря этому производители выводят на рынок изделия различной формы.

Плоские элементы используются для облицовки вертикальных и горизонтальных участков камина, а угловые элементы помогают завершить процесс в наиболее тяжелых местах, где стыкуется выступы печи друг с другом или со стеной. При тщательном подходе к процессу облицовки камина изразцами можно отыскать такие элементы с плоской поверхностью, которые будут стыковаться под самым, на первый взгляд, неестественным углом.

Различные варианты дизайна

Что касается формы элемента, то она может быть как классической, так и более причудливой, футуристичной. В результате любой желающий сможет выбрать для себя комплект изразцов, с помощью которых получится облицевать камин любой формы. В то же время, если в доме классическая печь прямоугольной формы, то благодаря такой отделке ей можно придать оригинальный дизайн, повторить который вряд ли получится.

Для почитателей классики в гостиной, кабинете или библиотеке прекрасно подойдет терракотовый цвет изразцов с грубой обработкой. Такие плитки напоминают древнюю глиняную посуду. Майоликовая плитка делает изразцовые камины гладкими, словно залитыми блестящей глазурью.

Рассматривая особенности декоративного элемента, встает закономерный вопрос, а чем же отличаются изразцы для камина от обычной керамической плитки. Чтобы получить ответ, необходимо рассмотреть оборотную сторону изделия. Здесь находится румпа – своеобразная рамка прямоугольной формы и высотой несколько сантиметров, внутри которой повторяющийся рисунок изразцов. При помощи этого выступа происходит фиксация декоративного элемента к порталу камина.

Оригинальная отделка домашней каминной системы

Прежде чем укладывать на камин изразцы, придется приобрести клеевую основу, которая представлена раствором на основе глины. Обычный клей для керамической плитки здесь не подходит. Особенность раствора на основе глины в том, что он постепенно накапливает внутри себя тепло исходящее от камина, после чего также постепенно отдает его. Получается, что в классическом исполнении изразцы не просто являются декоративным украшением печи, но и улучшают ее функциональные показатели, что весьма приятно.

Это интересно: Встраиваемый электрический камин: изучаем развернуто

Облицовка изразцами

Называть изразцы плиткой по меньшей мере некорректно – после облицовки изразцы действительно выглядят как плитки, но в действительности это целая конструкция с внутренней полостью, а монтаж изразцов сравним по сложности с устройством собственно печи и под силу только профессионалам. Изразцы – элитный и очень дорогой способ отделки, как по материалу, так и по стоимости работ. Плюсы облицовки изразцами уникальны, как и сам материал. Один из главных плюсов – повышение КПД печи до 15% вследствие дополнительного теплоаккумулирующего слоя – засыпки полостей песком.

Технология установки изразцов уникальна, и владеют ей не все мастера-печники, а собственноручный монтаж без опыта даже не обсуждается. Сырье для производства изразцов — требуются особые терракотовые и шамотные глины, а процесс и в настоящее время не полностью механизирован. Ни один современный метод производства изразцов не исключает ручной работы, даже операции приготовления смесей. Кроме того, требуются очень долгая сушка и особый утильный, или бисквитный метод обжига изделий; ручная роспись глазурными красками как кистью, так и окунанием в красочный состав. Интересно, что красочные составы для росписи приобретают совершенно другие цвета после обжига, и художник – а формуют и расписывают изразцы именно скульпторы и художники, а не простые ремесленники – работает вслепую, на интуиции и опыте. Краски тоже непростые, они при обжиге изразцов сплавляются с глазурью, и после этого процесс необратим – ни рисунок, ни оттенки скорректировать уже невозможно. Весь процесс от заказа изразцов до полной готовности занимает немало времени – порядка месяца.

Из краткого описания методов изготовления изразцов понятно, что каждый изразец даже одной партии уникален, и поэтому допуски отклонений в размерах – от 1,5 мм и более. Перед монтажом делают раскладку изразцов на плоскости и подбирают их по наиболее подходящим размерам, складывая как пазл. Но не всегда сортировка разнокалиберных образцов достаточна

Огромные трудозатраты и скрупулезная аккуратность порой требуется мастеру, чтобы подрубить и притесать кромку, а затем отшлифовать торцевые участки изразцов с осторожностью, поскольку повреждать глазурь недопустимо. Понятно, что неровности изразцов потребуют увеличивать толщины швов при установке, для скрытия и компенсации этих неровностей

Небольшая линейная погрешность изделий – это неизбежное следствие ручной работы. Но ведь именно это и ценится в изразцовой отделке – неповторимость, теплая энергетика ручной работы, сплав искусства и технологий.

Растворы применяют глиняные, повышенной жирности. Установка изразцов является первым этапом сооружения печи, сначала монтируют и крепят изразцы, а затем сзади выкладывают кирпичи, и дальше оба процесса – облицовка и кладка – ведутся параллельно. Кроме собственно изразцов и жирного глиняного раствора требуются материалы: проволока для скрепления изразцов между собой и с кирпичной кладкой; металлические костыли, к которым привязывают проволоку; крепеж из стальных скоб для крепления к румпам.

Румп (иногда говорят – румпа) – это неотъемлемая конструктивная особенность настоящего изразца. Функция румп конкретная – это крепеж. Все просто: задние стороны изразцов, которые крепятся к кирпичам печной кладки, имеют румпы, специальные коробчатые выступы. Именно по внутренним частям румп и наносится растворная смесь.

Сегодняшний рынок предлагает и другие изразцы – с небольшими румпами или вообще без них. При высоте румп до 25 мм мастера говорят о недостаточной надежности крепежа. Кроме того, безрумповые изразцы, хотя внешне не отличаются от настоящих и по декоративности, и по уникальности отделки, имеют ограничения по применению и далеко не все достоинства румповых изразцов. Область использования плоских изразцов (конструктивно они уже являются не изразцами, а утолщенными облицовочными плитками): кухонный фартук над плитой и мойкой, декоративные панно и отделки фальш-каминов.

Конструкция изразца с большим румпом обуславливает увеличение тепловой инерции печей и каминов. Остывают изразцовые отопительные агрегаты значительно медленней, процесс идет мягко, перепадов температур нет: старинное определение «ровный жар печи» относится именно к изразцовым печам. Для печи и камина это значит – повышение ресурса эксплуатации и экономию топлива, поскольку время остывания увеличено и топок требуется меньше. Для банных печей изразцы – это комфорт и безопасность. Риск травматизма и ожогов при случайном касании к печке сведен к минимуму, поскольку толстостенная изразцовая печка дает максимальный нагрев в отдельных зонах до 90⁰С, а средний нагрев по поверхности – всего 60-70⁰С.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий