Общедомовые счетчики электроэнергии: необходимость и порядок установки, формула расчета ОДН

Как выгодней

Инцидент, когда общедомовой прибор установлен, а уровень потребления энергетических ресурсов значительно завышен по отношению к региональной норме, точно невозможен. В таком случае событий, все указывает на потерю энергосистемы по ошибке управляющей организации.

Нормативные потребления для жилищно – коммунальных структур является стимулирующей в том случае, когда не установлен счетчик электроэнергии. В таком случае, собственник платит общую стоимость потребления электроэнергии.

Уклонение от уплаты коммунальных услуг приведет к судебным разбирательствам и взысканию неуплаты суммы долга.

Для удобства граждан в большинстве жилых объектов электрические приборы находятся на лестничных клетках, так сотрудникам управляющей организации проще собирать цифровые значения. Разница показаний между квартирным счетным прибором и общедомовым разделяется на всех граждан дома. Поэтому, каждому собственнику нужно платить не только по своим счетам, но и за других жильцов.

Кто потребляют электричество, имеют полное право на информацию о сборах, включенных в квитанции за ОДН электроэнергию. Здесь же, должны быть прописаны потери энергосистемы. Опираясь на полученные данные, сбор равен 3% от выставленных киловатт. Хотя процент и небольшой, собственник жилья должен знать, что это за потери, а также, их расчет.

Всего существует два варианта потерь энергосистем. К первому относятся технические потери от функциональности электрического оборудования и вида подведения энергосистемы, включая убытки проводников и трансформаторного оборудования. Это происходит, когда электричество передается через линии высоких передач от энергетической организации.

Процент энергии, которую производит генератор, теряется при подходе и разделении между жилищными объектами. Такие убытки невозможно устранить, и потому, существуют технические ограничения на объем, до которого они снижаются.

Ко второму варианту потерь энергии относятся нетехнические убытки, которые вызваны внешними факторами по отношению к электрической системы. Это, зачастую, незаконные действия (хищение электроэнергии).

Нужно помнить

Если показания счетчиков в квартирах поданы для расчета коммунальных трат несвоевременно (после 26 числа текущего месяца), специалисты начнут просчитывать среднегодовое потребление, а затем перейдут на региональный норматив.

Фиксировать показания прибора учета лучше в присутствии ответственного лица, которое было выбрано на собрании дома.

Если есть подозрения, что имеет место несанкционированное подключение со стороны предпринимателей, которые арендуют нижние этажи многоквартирного дома, нужно обратиться в управляющую компанию, чтобы та проконтролировала ситуацию.

Обязательно пишется заявление. Управляющая компания заинтересована в таких сообщениях от жильцов.

Многие стремятся сэкономить на оплате ОДН. Это можно сделать, заменив старую проводку на новую.

Специалисты утверждают, что по постановлению №354, сумма оплаты ОДН в 2022 зависит от того, был ли установлен на доме счетчик, позволяющий существенно сэкономить деньги жильцов.

Если такого нет, энергопотребление многоэтажного дома рассчитывается по нормативу, установленному в 2012 году.

Другой верный вариант сэкономить — установить ОДПУ. Общедомовые счетчики помогают контролировать фактическое потребление ресурсов в доме, а также фиксировать его реальные объемы и потерю ресурсов.

ОДПУ устанавливают, чтобы жильцы не переплачивали за потери на магистральных сетях поставщика. Это самый оптимальный вариант определения реального потребления ресурсов в доме.

Порядок установления

Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей

При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами

По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.

Кем утверждаются

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

В тексте указывается следующее:

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.

Изыскания судей.

В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.

Какие сведения учел орган тарифного регулирования?

Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.

Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.

Важно ли освещение чердаков?

Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.

Какую информацию УК предоставила РСО?

Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.

Вывод судей

Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.

Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018).

* * *

При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).

Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль. 

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936.

В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301-ЭС19-12546.

Два ИПУ в квартире или два ОДПУ в доме

В первых двух определениях важно, что под прибором учета может пониматься совокупность средств измерения. То есть если в квартире стоит два средства измерения на холодную воду (на кухне и в ванной), то это не делает каждое из них индивидуальным прибором учета. Только в совокупности они могут считаться индивидуальным прибором учета, потому что только вместе они показывают итоговое потребление по всей квартире, нежилому помещению, жилому дому, домовладению

Только в совокупности они могут считаться индивидуальным прибором учета, потому что только вместе они показывают итоговое потребление по всей квартире, нежилому помещению, жилому дому, домовладению.

Минстрой России в письме от 1 июля 2019 г. № 23537-СН/04 давал разъяснения по ситуации, когда в квартире несколько средств измерения:

  • под индивидуальным прибором учета понимается такое средство измерения или совокупность средств измерений, которые обеспечивают учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в жилое или нежилое помещение многоквартирного дома;
  • если одно из средств измерений, входящих в индивидуальный прибор учета, вышло из строя, либо у такого средства измерения истек срок эксплуатации, индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя и размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов исходя из норматива потребления коммунальных услуг;
  • акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется исполнителем для всего индивидуального прибора учета в целом.

Аналогичная история с общедомовым счетчиком. Если в каждом подъезде стоит по средству измерения одного и того же коммунального ресурса, то нельзя сказать, что в доме каждый подъезд имеет ОДПУ. Смысл общедомового счетчика именно в том, чтобы показывать суммарное потребление ресурса всем домом, а не подъездом. При этом Правила предоставления коммунальных услуг не предусматривают формул расчета с использованием «поподъездных» средств измерения. Везде фигурирует именно общедомовой прибор учета.

Верховный Суд РФ в апелляционном определении от 4 октября 2018 г. № АПЛ18 – 396 оценивал законность понятия общедомового счётчика, изложенного в Правилах предоставления коммунальных услуг.

Заявителю как раз не нравилось, что содержание понятия «коллективный (общедомовый) прибор учета» не учитывает случаи, когда имеется независимый прибор учета не всего многоквартирного дома, а лишь его части. Истец считал, что нужно дополнить оспоренную правовую норму указанием на то, что коллективный (общедомовый) прибор учета используется также для определения объемов коммунального ресурса, поданного в часть многоквартирного дома.

Верховный Суд РФ отказал заявителю:

  • оспариваемый пункт включает общепринятое понятие, установленное к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, не противоречит действующему законодательству и, следовательно, не нарушает права, свободы и охраняемые законом интересы административного истца;
  • используемое определение понятия «коллективный (общедомовый) прибор учета» четко сформулировано, соответствует действительному смыслу разъясняемого термина, какой-либо двусмысленности не допускает;
  • «ссылка заявителя о необходимости уточнить оспоренную формулировку, дополнив ее словами «или часть многоквартирного дома», по существу сводится к требованию об осуществлении правового регулирования в предлагаемой административным истцом редакции по вопросу о способах определения подлежащих оплате объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, что не отнесено к компетенции суда и не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего административного дела, заключающегося в нормоконтроле конкретной правовой нормы».

Суд указал, что нет нормативного правового акта большей юридической силы, которому бы не соответствовало оспоренное определение. Другими словами, закон не содержит других определений «общедомового прибора учета», поэтому Правила, утвержденные Постановлением Правительства, ничему противоречить не могут.

Можно ли устанавливать счетчики тепла на квартиры

В настоящий момент в действующем законодательстве запрета на такие действия нет. Однако ваше желание может не «понять» компания, которая поставляет тепло. Более того, действующие регламенты не допускают вмешательства в централизованную сеть теплоснабжения, даже если вы просто хотите поставить прибор учета. В этом случае самовольно установленное оборудование не примут в эксплуатацию. А хозяину квартиры еще и придется заплатить штраф.

Это означает, что перед установкой счетчика в доме с центральным отоплением следует написать заявление в теплоснабжающую компанию. В дальнейшем процедура выглядит следующим образом:

  1. специалисты компании должны проверить, есть ли возможность монтажа прибора учета. Если ответ положительный, то выдается специальный документ – технические условия (ТУ);
  2. при наличии в многоквартирном доме объединения совладельцев (ОСМД), то копию вашего заявления придется направить ответственному лицу, и с ним также согласовать данный вопрос;

Схема монтажа теплосчетчика

  1. получив технические условия, можно обращаться в проектную организацию, у которой имеется разрешение на подобные работы. За вознаграждение ее специалисты произведут все расчеты, составят проект монтажа, и заверят всю документацию своей печатью;
  2. далее проектная документация согласовывается и с поставщиком тепла;
  3. после последнего согласования можно обращаться в монтажную организацию, имеющую лицензию на установку счетчиков тепловой энергии;
  4. установленный узел учета сдается в эксплуатацию в организацию, подающую тепло. С физическим лицом, хозяином квартиры, составляется договор, по которому последний и будет оплачивать подачу тепло энергии по прибору учета.

Счетчик тепла для дома с центральным отоплением – нормы закона

Но если мы уж заговорили про закон, то нельзя не упомянуть и про действующий нормативно-правовой акт, который регламентирует установку этих приборов учета. Так, согласно закону № 261, монтаж приборов учета тепла осуществляется за счет жильцов многоквартирного дома. А вот методика расчета стоимости тепла при наличии таких приборов описана в Постановлении КМ №354. На самом деле, не специалисту будет трубно понять, что написано в данных в документах, но несколько основных тезисов мы «переведем» на общедоступный язык:

если на вводе прибор учета отсутствует, то тепло оплачивается по тарифам с повышающим коэффициентом; хотя законы РФ и не обязывают владельцев квартир устанавливать приборы учета тепла, но они этого и не запрещают; показания вашего прибора учета принимаются во внимание только в том случае, если счетчиками тепла оснащены и все другие квартиры, а также отапливаемые помещения общего пользования; а на вводе установлен и общий узел учета; после установки теплосчетчика, он принимается в эксплуатацию компанией-поставщиком тепла, но за счет владельца квартиры. Счетчики тепла для дома с центральным отоплением

Счетчики тепла для дома с центральным отоплением

Однако в настоящий момент можно уже сделать пару важных выводов из всего вышесказанного. Во-первых, общедомовой счетчик тепла все-таки лучше ставить, иначе стоимость данного ресурса будет обходиться вам примерно в полтора раза дороже

А показания индивидуального прибора учета в квартире во внимание не принимаются. Во-вторых, в индивидуальном приборе учета в квартире, вообще, нет смысла, даже если вы получили все согласования на его установку. Для того чтобы его показания принимались во внимание, расход тепла должен контролироваться и во всех других помещениях многоквартирного дома

В-третьих, иногда общедомовой узел учета просто невозможно установить на центральное отопление технически

Для того чтобы его показания принимались во внимание, расход тепла должен контролироваться и во всех других помещениях многоквартирного дома. В-третьих, иногда общедомовой узел учета просто невозможно установить на центральное отопление технически. Единственный выход в этой ситуации, это договориться всем жильцам, и всем установить счетчики на тепло в каждой квартире, а еще лучше  – и в подъездах

Иначе стоимость тепла, потраченного на обогрев нежилых помещений, будет разделяться между всеми жильцами

Единственный выход в этой ситуации, это договориться всем жильцам, и всем установить счетчики на тепло в каждой квартире, а еще лучше  – и в подъездах. Иначе стоимость тепла, потраченного на обогрев нежилых помещений, будет разделяться между всеми жильцами.

Преимущества и недостатки установки ОДПУ

В использовании ОДПУ имеются как положительные, так и отрицательные стороны. К несомненным плюсам можно отнести возможность:

  1. Контролировать количество поставленных ресурсов и услуг и сравнивать эти цифры с нормативными показателями.
  2. Следить за исправностью систем и наличием/отсутствием утечек, ведь в случае потери ресурса (воды, например) суммарный показатель индивидуальных счетчиков будет меньше, чем общедомового.
  3. Исключить потери воды при взаиморасчетах с организациями-поставщиками – оплата потерь на магистральных сетях не ляжет на потребителя.
  4. Оплачивать реально потребленную услугу.

Существуют и довольно серьезные минусы. Во-первых, новый раздел в счетах – ОДН (общедомовые нужды). И хотя цифра незначительна, при большом количестве жильцов набегает солидная сумма. Не исключена вероятность злоупотреблений.

Во-вторых, установка подобного прибора вынуждает жильцов нести ответственность друг за друга. Проявляется это следующим образом: разницу между показаниями ОДПУ и индивидуальных счетчиков они должны оплачивать совместно. На практике это выглядит так: если в чьей-то квартире неисправен счетчик, где-то есть потеря ресурса, или кто-то не платит по счетам, разницу показаний оплачивают остальные собственники. Выходит, законопослушные граждане из собственного кармана платят за недобросовестных или отсутствующих жильцов.

Установка и оплата общедомовых счетчиков

Согласно федеральному законодательству, обязательство по оплате монтажа счетчиков возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах. Если многоэтажка находится на балансе государства или муниципалитета и используется для осуществления государственных нужд, установка ОДПУ производится за счет бюджетных средств.

Сама процедура выглядит следующим образом:

  1. Проводится общее собрание собственников помещений. На нем решается, нужны ли счетчики, какие именно приборы покупать и какая компания будет устанавливать. Все подкрепляется соответствующим решением в письменном виде и за подписями участников. Решение может принимать и управляющая компания единолично, не оповещая при этом собственников квартир.
  2. Покупается счетчик.
  3. Все работы по установке согласовываются с УК, на балансе которой находится многоквартирный дом. В случае причинения повреждений и отсутствия разрешения УК виновник обязуется компенсировать причиненный ее оборудованию ущерб, поэтому согласование обязательно.
  4. Устанавливается счетчик. Если это делает сторонняя организация, потребуется присутствие представителей УК, но можно вызвать и мастера из управляющей компании.

В дальнейшем УК обязана проверить работоспособность прибора и его соответствие ГОСТам. До тех пор, пока он не будет опломбирован, показания с него браться в расчет не будут.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Обязательство по оплате установки общедомовых приборов учета возлагается на собственников квартир. Если дом является государственным, расходы компенсируются из бюджета. В оплату входит стоимость самого счетчика, работы по его установке и опломбированию.

Рассмотрим детальные примеры:

Пример 1: Многоквартирный дом. Сдан в пользование 01.01.2018 года, жильцам отводится 3 месяца на установку приборов контроля расхода тепловой и электрической энергии. Дом обслуживается не УК, а ТСЖ, поэтому оплачивать они будут самостоятельно все однозначно.

Пример 2: Многоквартирный дом, использующийся для государственных нужд. Квартиры в нем сдаются по договорам социального найма, но находятся в собственности муниципалитета. Обязательство по установке должна выполнить администрация.

На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета

Прямым основанием, указывающим на обязательство по установке собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах приборов учета, является ст. 13 ФЗ «ОБ энергосбережении». В ней говорится, что данное требование должно быть выполнено до 1 июля 2012 года, а для жителей Крыма – до начала 2019 года.

Если дом только сдан в эксплуатацию, жильцам дается на установку 3 месяца.

Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ

Установка общего учетного оборудования должна была быть окончена в старых домах еще в 2012 году. В то время УК оповещали всех собственников о планирующихся работах в письменном виде.

Сейчас же они это делать не обязаны, потому как наличие счетчиков является обязательным.

В случае, если собственники отказываются платить за установку

Оплата монтажа общих счетчиков производится до или после завершения работ. Если кто-либо из собственников выступает против этого, в соответствии с законодательством с них взыскивается оплата принудительно, дополнительно к этому они обязуются перечислить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При необходимости установки приборов учета жильцам может быть дана рассрочка по оплате на 5 лет.

Почему работы по установки не выполняются за счет средств текущего ремонта

Согласно законодательству, средства, предназначенные на текущий ремонт, не могут расходоваться на установку счетчиков, если дом находится в неудовлетворительном состоянии. Предназначение данной статьи бюджета заключается в своевременном выявлении и устранении неисправности инженерно-коммунальных сетей для предотвращения аварии.

В таком случае доли собственников определяются в равномерных частях.

Порядок установки общедомового прибора учета

Для монтажа ОДПУ необходимо руководствоваться нормами Приказа Минэнерго РФ №149, согласно которому порядок действий выглядит так:

  1. Представители УК подают заявку в ресурсосберегающую организацию, приложив к ней копии свидетельств о собственности, учредительных документов, ИНН, свидетельства о регистрации в ИФНС.
  2. На рассмотрение заявки РСО отводится 10 дней после принятия.
  3. Заявителем подписывается проект договора, отправляется в РСО.
  4. Производится монтаж.

При получении отказа РСО может быть привлечена к ответственности по ст. 9.16 КоАП РФ за нарушение требований федерального законодательства.

Материальная ответственность за замену электросчетчика Мосэнергосбыта в 2020 году

Прибор мог сломаться из-за высокой нагрузки, которую ему пришлось перенести. В другом случае, при обнаружении неполадок в работе, если требуется замена по истечении МПИ или просто хозяин решит заменить старый счетчик на новый, при случайном повреждении пломбы, следует обращаться в Мосэнергосбыт или управляющую компанию (ЖКХ).

Одновременно с подачей заявления гражданин должен выяснить, за чей счет производится замена электросчетчика Мособлэнерго в 2020 году конкретно в его помещении. Возможно, по условиям договора приобретать новый прибор ему не придется, нужно будет только написать заявление.

Что можно сделать, если не правомерно начисляют плату за электроэнергию по ОДН?

В случае если Управляющая компания, ЖЭК и т.д. не правомерно начисляет плату за электроэнергию по ОДН, то в таком случае, можно написать заявление в в данную компанию, что бы предоставили полный расчет по начисленным сумма за ОДН. Так же можно написать жалобу в Роспотребнадзор, жалобу в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, жалобу в администрацию района. Если данные жалобы не дадут результата, то можно обратиться в суд, для восстановления нарушенного права.

Сегодня вопрос точного учёта потребляемого населением электричества является одним из наиболее актуальных в сфере коммунального обеспечения. По этой причине управляющие компании, отвечающие за электроснабжение и жильцы, потребляющие электричество, заинтересованы в том, чтобы точно понимать, как именно рассчитывается ОДН за электроэнергию.

ОДН – это сокращённая аббревиатура термина «общедомовые нужды». Иными словами, это определённый объём электричества, потребляемый для обслуживания территорий того или иного дома.

Квитанция на оплату ОДН

При этом стоит разделять ОДН и индивидуальное потребление электричества. Проясним ситуацию на примере. Любой дом, подключённый к электросети, каждый день получает от обеспечивающей организации определённый объём электричества. Частично она потребляется жильцами – это как раз и есть индивидуальное потребление. Частично энергия требуется и для освещения общей территории всего дома. Это как раз и есть общее потребление электричества или ОДН.

Подсчёт использованного света в первом случае не составляет труда – в квартире каждого из нас есть специальный счётчик, чётко показывающий, сколько электричества мы использовали за временной отрезок. ОДН же подсчитывается при помощи общедомовых счётчиков, показания которых в квартирах не отображаются.

Примеры, как рассчитывается расход по ОДН

Специалисты отмечают несколько случаев, которые отличают один расчет электроэнергии в многоквартирном доме от другого:

  1. Если многоквартирный жилой дом обслуживается счетчиком, в идеале квартиры и все здание должны быть оснащены отдельными приборами учета.

В таком случае ОДН для каждого отдельного жилого помещения выглядит так:

ОДН для квартиры = (Совокупный объем потребления электричества всеми жильцами многоэтажки – Сумма потребления жилых площадей (где установлены счетчики и не установлены) – Сумма потребления, приходящаяся на нежилые квадратные метры, но относящиеся к многоэтажному дому) × Площадь квартиры, по которой рассчитывается ОДН по электроэнергии / Общую площадь всего здания.

Эта формула проходит под нумерацией 13 в приложении 2 к Правилам осуществления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоэтажках, проходящим по реестру под № 354 (уточненный вариант от 2012 года).

Как отличается расчет ОДН по электроэнергии от предыдущего варианта в многоквартирном доме, если общедомовой счетчик отсутствует? Ориентируйтесь на формулу 17 в приложении 2 по вышеуказанным Правилам, где важное значение имеет норма потребления электричества, рассчитанная на общедомовые нужды. Формула выглядит так:. ОДН для квартиры = Норма ОДН в 2017 году × Суммарная площадь помещения (независимо от того, являются они жилыми или нет) × Квадратура конкретной квартиры / Общая площадь многоэтажки

ОДН для квартиры = Норма ОДН в 2017 году × Суммарная площадь помещения (независимо от того, являются они жилыми или нет) × Квадратура конкретной квартиры / Общая площадь многоэтажки.

Из чего состоит суммарная площадь многоэтажного дома? Это не только квартиры, где проживают жильцы, но также лестничные площадки и подвалы.

Теперь вы знаете, как рассчитать ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме. Чтобы заплатить за электричество в полном объеме, необходимо к обозначенной величине добавить расчет, проходящий по квартире. Если помещение оснащено счетчиком, величина может быть разной в зависимости от потребления электричества проживающими за месяц. Если счетчика нет, снова берется норматив, но уже приходящийся на жилые помещения.

Процесс установки общедомовых приборов учета

Однако на практике этот вопрос вызывает множество споров, т. к. не во всех домах жильцы обладают достаточным уровнем социальной сознательности, отказываются или попросту игнорируют необходимость установки, предписанную законом. Другая причина разногласий в вопросе подключения приборов — это то, что в установке также заинтересованы компании, поставляющие воду, газ, свет и тепло в дома. В случае монтажа счетчиков с автоматической системой снятия показаний оплачивает установку и обслуживание приборов поставщик, а жильцы в этом случае не имеют права препятствовать. В остальных случаях общедомовые счетчики и их установка — ответственность жильцов многоквартирного дома.

Читать также: Как написать и подать жалобу в жилищную инспекцию: образец и порядок оформления

Общедомовые счетчики — это не прихоть и не стремление найти чиновниками дополнительный источник денежных махинаций, а экономически обоснованное требование. Счетчики общего пользования нужны для экономии энергоресурсов и в долгосрочной перспективе позволяют оптимизировать расходы на снабжение жилых объектов. До введения обязательного требования по использованию ОДПУ снабжающие компании имели сложности с учетом и оплатой поставляемых ресурсов, т. к. не было возможности полностью проконтролировать расход электричества, воды, газа и тепла и отследить случаи незаконного подключения или утечки. Установка ОДПУ позволит рационализировать расход ресурсов предприятий и добиться справедливой оплаты на снабжение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий