Сущность байпаса и его назначение
Байпас, вмонтированный в систему водяного отопления – это обходной трубопровод, предназначенный для транспортировки теплоносителя параллельно имеющейся запорной арматуре. Этот элемент системы отопления практически незаменим при осуществлении ремонта, без перекрытия подачи воды. В добавок, байпас дает возможность ускорить процесс наполнения или слива системы отопления. Кроме того, его употребляют для регулировки мощности потока подаваемого теплоносителя.
Байпас для отопления – при меняют во время ремонта
Слово «bypass» имеет англоязычное происхождение и переводится как «обходной» или «обход». Проще говоря, это отрезок трубы, который проходит параллельно главному прибору или ветке и предназначен для временного отведения по ней воды в обход основного механизма. Иногда этот резервный путь может быть снабжен краном. Он бывает с обратным клапаном или без дополнительных устройств вовсе.
Устройство типичного байпаса
Сегодня мы можем говорить о двух основных разновидностях байпаса: автоматическом, то есть снабженном обратным клапаном и ручном, не имеющем никаких дополнительных устройств. Иногда в схему с обратным клапаном включают циркуляционный электрический насос. Он используется по мере необходимости в целях регулировки потока теплоносителя. Работает это следующим образом: включается насос и повышает давление в этом участке системы, в результате чего открывается клапан и направляет поток жидкости в требуемом направлении. При отключении насоса давление падает, что закрывает клапан, перекрывая трубу. Однако такая система способна работать при естественной циркуляции без подключения электроэнергии. Сложность конструкции сильно влияет на надежность этой системы, что со временем может привести к перебоям в ее работе по причине не полного перекрытия трубы из-за засоров. Эта проблема приводит к дисбалансу в температурном режиме помещения. Автоматические байпасы нашли свое применение в системах водяных теплых полов. Они позволяют в контуре поддерживать установленные параметры, не затрачивая на это много времени и энергии.
Автоматический байпас, снабженный обратным клапаном
Бесклапанный байпас дает возможность теплоносители свободно обогнуть радиатор без слива всей системы и перекрытия воды. Если вам понадобилось заменить батарею отопления в квартире многоквартирного дома, то вы никак не потревожите своих соседей, они даже знать об этом не будут. Главной особенностью байпасов является то, что труба у него на одну ступень уже, чем в основной системе. Например, для системы ¾ резьбы подойдет устройство на ½. Это обусловлено физическим законом, ведь вода течет по пути наименьшего сопротивления. То есть пока вы не перекроете краны на радиатор, теплоноситель будет свободно течь по нему, а в момент закрытия крана теплоноситель устремится в байпас в обход отопительного прибора.
Иногда установка байпаса целесообразна и на системах водоснабжения либо водоочистки. Здесь его устанавливают для обеспечения обхода воды вокруг сложных фильтрующих систем. Нужно это для удобства проведения ремонтных или регламентных работ этого оборудования без прекращения водоснабжения.
Ручной бесклапанный байпас
Существуют и так называемые байпасы подмеса. Встретить их можно в отопительных системах и в водопроводах. В системах отопления они позволяют осуществлять тонкую настройку потока теплоносителя, чем регулируют температуру в помещении. Особенно это актуально в системах водяного теплого пола. В случае с водопроводными очистительными системами байпасы подмеса осуществляют регулировку содержания в воде солей, оксидов и других веществ.
Монтаж байпаса на радиаторы в однотрубной системе
Крепиться байпас с помощью тройников, резьбовых соединений, а также сварки. Изготавливается обводная труба на объекте строительства или в заводских условиях. В продаже есть большой выбор байпасов разных диаметров и наличием запорной арматуры. На обводной трубе может монтироваться также циркуляционный насос. Это позволяет быстрее проводит заполнение и опорожнение теплоносителем системы отопления, а также осуществлять контроль движения воды в линиях подачи и обратки.
Установка байпаса имеет ряд плюсов, основные из них:
- Создание комфортных условий в помещениях квартир, домов, дач прочее. С помощью байпаса можно повысить/снизить температуру внутреннего воздуха. Это позволяет избежать ситуаций, когда в помещении слишком жарко или холодно. Создать оптимальный микроклимат во время эксплуатации отопительной системы можно без привлечения специалистов.
- Экономия денежных средств. Теплоноситель расходуется разумно, а значит, что нагревать его нужно меньше. Это позволяет снизить затраты на энергоресурсы. Байпас имеет относительно невысокую цену. Он окупается в минимальные сроки.
Монтаж байпаса есть неотъемлемой частью в строительстве отопительных систем. Он должен проводиться согласно действующим технологическим нормам и правилам.
Между байпасом и радиатором обогревательной системы монтируется регулировочный вентиль или терморегулятор. Обводная труба устанавливается на минимальном допустимом расстоянии к отопительному прибору и на максимальном – от вертикального стояка.
Монтаж байпаса
В первую очередь надо определиться с правильным местом для установки циркуляционного нагнетателя. Место должно быть выбрано так, чтобы имелся простор для удобного ремонта и демонтажа элементов узла. Также необходимо продумать расположение всех вентилей и кранов — к ним должен быть свободный доступ.
При двухтрубной системе отопления циркуляционный насос врезается в обратный контур теплоносителя — это снижает вероятность перегрева.
Алгоритм сборки байпаса различается в зависимости от материала, из которого изготовлены трубы:
- Если трубы пластиковые, то узел насоса собирается сразу, после чего подключается к трубопроводу посредством впаянных тройников.
- Если трубы металлические, следует вначале приварить отводные патрубки для блока насоса, а затем устанавливать вентиль байпаса.
Ни в коем случае нельзя допускать перегрева запорной арматуры из-за сварки — это негативно отразится на её качествах. К примеру, тефлоновая вставка шарового крана может деформироваться. Поэтому место сварного соединения должно быть удалено от кранов и клапанов как минимум на 20 сантиметров.
Насос следует располагать таким образом, чтобы рабочий вал принял строго горизонтальное положение. Это снизит гравитационную нагрузку на вал и увеличит срок службы насоса.
https://youtube.com/watch?v=o9_4cOkqfNA
Это интересно: Вред от инфракрасных обогревателей: правда или вымысел?
Описание
Изготавливается в двух вариантах:
- В виде перемычки из трубы, которая соединяет подачу и обратку перед прибором отопления.
- Как элемент узла подключения радиаторов с нижней подводкой, выполненный в одном корпусе с подающим и отводящим патрубком.
Дополнительно может оснащаться запорно-регулировочной арматурой:
- шаровым краном для перекрытия;
- трехходовым краном для распределения потока ТН между шунтом и батареей;
- обратным клапаном для пропуска ТН по шунту только в одном направлении.
Устройство предназначено:
- для сохранения общей циркуляции теплоносителя при выходе из строя батареи или ЦН;
- для регулирования потоков ТН через батарею и шунт (для балансировки теплового режима).
Блиц-советы
- Установка обвода желательна в условиях недостаточности естественной циркуляции жидкости в отопительном контуре.
- Самостоятельно сооружая байпас, необязательно подбирать каждый его элемент отдельно, лучше приобрести в специализированном магазине сразу готовую сборку, что сэкономит время и гарантирует от нестыковки элементов в процессе сборки.
- Для автоматической регуляции температуры в жилище, можно использовать терморегулятор со встроенным шаровым краном.
- Горизонтальный монтаж устройства предпочтителен из-за меньшей вероятности скопления в нем воздуха.
- При монтаже устройства следует заранее предусмотреть дополнительные точки опоры и фиксаторы, которые не позволят ему сместиться под воздействием тяжести или других факторов.
- В случае плохого качества воды с большим количеством примесей и взвесей, для увеличения срока службы, следует выбирать специальные насосы с фильтрами, которые рекомендуется периодически снимать и чистить.
Насос с байпасом для отопления
Самый распространенный сценарий врезки насоса в систему водяного отопления – непосредственно в трубопровод (либо в подающую ветвь, либо в обратную). В этом случае байпас не устанавливают, так как при остановке агрегата малый диаметр труб не будет способен поддерживать самостоятельную циркуляцию жидкости.
При включенном насосе гидравлическое давление, создаваемое агрегатом, поджимает шарик клапана и перекрывает прямую линию. При выключении насоса давление в гравитационной системе открывает клапан, и вода идет по байпасу
Байпас необходим в том случае, если изначально используется самотечная система. Здесь основным режимом теплоснабжения будет принудительное распределение носителя при помощи циркуляционного насоса. В периоды отсутствия электроснабжения конвекция будет способствовать естественному самотеку среды. Такое решение подразумевает установку насосного оборудования на байпас.
Узел может быть собран двумя способами:
- Прямая магистраль оснащается шаровым краном, запорная арматура, сетчатый фильтр и насос монтируются в обводную ветвь.
- Разрыв магистрали дополняется готовым комплектом в виде байпаса с обратным клапаном и насосом.
В первом случае самотечный режим необходимо активировать вручную. В момент отключения электричества жильцам придется самостоятельно открыть один из кранов в котельной. В противном случае прекращение циркуляции вызовет остывание среды.
Во втором сценарии отключение электричества вызовет автоматическую активацию обратного клапана, который остается закрытым в период работы перекачивающего устройства. Но здесь могут стать препятствием 2 потенциальные проблемы:
- отдельные модификации шаровых клапанов не подлежат разборке. Если они выйдут из строя или загрязнятся, придется демонтировать и заменить новым весь узел (помимо фильтра и насоса);
- U-образные вариации выполняют функции дополнительного воздухосборника, в них необходимо периодически поворачивать ручной сбрасывающий кран.
Поэтому профессионалы избегают схем, базирующихся на готовых автоматических байпасах, предпочитают собирать узлы, включающие отсекающий кран. В этом случае в доме станет ощутимо прохладнее лишь через полчаса после отключения электричества, за это время можно открыть основную магистраль. Другой выход – монтаж байпасного узла с применением самостоятельных компонентов и обратного клапана из латуни (в нем резиновый шарик не фиксируется пружиной).
Диаметр байпаса
байпас в системе отопления
В зависимости от места установки устройства – на батарее или насосе, необходимый диаметр обвода может варьироваться.
На насосе монтируется обвод меньшего или идентичного с основной трубой диаметра. Между этими вариантами нет принципиальной разницы так как его главная задача всего лишь поддерживать циркуляцию теплоносителя при внештатных ситуациях хотя бы самотеком, например, когда работающий от сети насос не получает питания вследствие временных перебоев с электроснабжением.
В этом случае, заузить сам контур невозможно, а диаметр патрубков отходящих от трубопровода не играет главной роли. При прекращении работы насоса, течение сквозь него теплоносителя полностью остановится, в связи с чем, при идентичных сечениях его трубы с магистралью, обводной элемент не поменяет направление течения воды. А в случае необходимости течения воды сквозь насос, достаточно просто перекрыть движение теплоносителя при помощи шарового крана на магистральном трубопроводе.
А вот в условиях монтажа байпаса прямо на батареях, его диметр играет главную роль, так как он должен оптимально сочетаться с другим оборудованием. Во-первых, по сравнению с патрубками, стыкующими радиаторы с основной магистралью, обвод должен быть на 1 размер меньше в диаметре. Во-вторых, сами отводы к радиаторам отопления требуются напорядок меньшего калибра, чем основная труба.
Таким образом, обеспечивается работа по следующей схеме:
- Теплоноситель протекает по контуру к месту установки на нем радиаторов.
- Встречая на своем пути разветвление между прямым течением в радиатор и обходной путь через байпас, вода будет течь по маршруту, на котором в данный момент будет наименьшее сопротивление.
- Некоторое количество воды будет течь, преодолевая сопротивление, не меняя своего первоначального вектора движения.
В случае совпадения диаметров выводных патрубков с диаметром обвода, в радиаторы не будет попадать достаточное количество воды и их теплоэффективность уменьшится. А если диаметр обвода превысит аналогичный показатель патрубков, течение теплоносителя остановится полностью.
Схема размера труб в системе с байпасом на радиаторе:
Уменьшение диаметра патрубков относительно основной трубы дает дополнительное ускорение течения теплоносителя, что заставляет его интенсивнее двигаться и в самом радиаторе, отдавая ему тепловую энергию более равномерно и эффективно.
Например, в полипропиленовой системе отопления, диаметр главного трубопровода равняется 32 мм, а значит, нужны патрубки, распределяющие воду по радиаторам диаметром 25 мм. К такой системе подойдет обвод диаметром 20 мм. Он сможет обеспечить протекание воды по оптимальному маршруту с наименьшими потерями тепловой энергии.
https://youtube.com/watch?v=WBFqxw11N04
Конструкция и принцип действия
Конструктивно байпас представляет собой трубу-перемычку с запорно-регулирующей арматурой. Его главная задача – создавать параллельный поток рабочей жидкости в обход определенного прибора инженерной системы. Иными словами байпас создает обводную линию.
Принцип работы устройства чрезвычайно прост: при нормальном функционировании системы отопления или водоснабжения перемычка свободно пропускает через себя поток жидкости, но как только этот поток необходимо ограничить, запорный элемент байпаса закрывается, и жидкость начинает проходить в обход определенного отрезка системы. Такая блокировка возможна за счет разницы диаметров самого байпаса и подводящей трубы – первый всегда меньше второго.
Размещение байпаса
Использование байпаса дает немало преимуществ. Во-первых, существенно упрощается обслуживание систем отопления и водоснабжения. Во-вторых, при большом количестве батарей отопления увеличивается общее КПД системы и уменьшаются расходы энергии. В-третьих, исчезает проблема завоздушивания труб и батарей из-за их разгерметизации. В-четвертых, появляется возможность использовать оборудование даже в нештатных и аварийных ситуациях. Как все эти преимущества становятся реальностью? Выясним, познакомившись с особенностями применения перемычек в разных инженерных системах. Но перед этим узнаем, какими бывают современные байпасы.
Особенности применения
Чаще всего байпасы используются для таких целей:
Обслуживание отдельных приборов без остановки всей системы. Если по каким-то причинам нужно снять оборудование в системе отопления или на линии водопроводной сети, например, для его ремонта или замены, следует просто перекрыть краны входа и выхода рабочего носителя и тогда жидкость пойдет по байпасу, а вы сможете без последствий демонтировать необходимый прибор.
Байпас в системе отопления
Усовершенствование работы однотрубной схемы отопления. Главный минус однотрубной системы – неравномерное распределение теплоносителя: так как батареи здесь подключены последовательно, то по мере движения рабочая жидкость остывает и последним приборам достается уже почти холодный носитель. Чтобы этого избежать, перед каждым радиатором устанавливается байпас – благодаря ему определенная часть носителя двигается в обход батарей и в результате доходит горячей даже к дальнему прибору.
Совет. Аналогичным образом можно регулировать теплоотдачу радиаторов и в двухтрубной системе – просто перекройте кран в выбранном месте, и горячий носитель будет двигаться в те зоны, которые действительно нуждаются в обогреве.
Поддержание работы системы отопления без электропитания. Если в системе используется электрический насос, то, логично, что при отключении электропитания, он перестанет работать и остановит процесс отопления. Но байпас спасет и в этой ситуации: перекрыв подающий кран насоса и пустив ход носителя через перемычку, можно активизировать естественную циркуляцию жидкости и восстановить работоспособность системы.
Плюсы применения клапана в системе отопления
Расположение байпаса в отопительной системе
Врезка байпасного клапана обладает следующими преимуществами:
- снижает уровень ржавчины;
- регулирует температуру обогрева;
- предотвращает шумы неестественного происхождения;
- уменьшает нагрузку на гидронасос.
Следующие ошибки при установке байпасного клапана могут привести к полной замене труб в помещении:
- установка насоса с мокрым ротором;
- неправильное расположение вентиля;
Экономия электроэнергии
Установка простого инженерного решения, как байпасный клапан, сэкономит издержки на оплату за энергоноситель, так как теплоотдача радиатора отопления повышается на 10 %. При этом объем теплоносителя, с включенным клапаном байпаса в комплектацию, возрастет до 30 %.
Монтаж своими руками байпасной линии
Монтаж байпаса в отопительной системе сделать просто, необходимо соблюдать несколько правил. Во-первых, диаметр устройства должен быть меньше, чем труб в отоплении. Если не выполнить данное правило, то теплоноситель пойдет в обход батареи. Во-вторых, байпас сдвигают, как можно ближе к радиатору. Для установки перемычки необходимо опорожнить контур. Далее сборка происходит по направлению теплоносителя.
Этапы работы байпасной линии:
- Демонтируется радиатор;
- На местах его крепления присоединяется байпас;
- Далее на краях устанавливается запорная арматура;
- Батареи крепятся на новые места.
Можно врезать самодельную конструкцию по тому же принципу. Монтаж байпаса выполнить несложно своими руками, не прибегая к услугам дорогостоящих специалистов. Главное, знать несколько тонкостей. Установка перемычки осуществляется как можно ближе к отопительному прибору. Диаметр устройства должен быть чуть меньше, чем трубы контура. Запорный кран устанавливают между перемычкой и радиатором. Вместо шаровых кранов можно установить терморегуляторы, которые самостоятельно будут направлять потоки через байпас по достижению необходимой температуры. При монтаже устройства возле котла, необходимо следить за температурой, чтобы не допустить перегрева. На бесклапанное устройство нельзя ставить кран или задвижку. При срезе труб, устанавливают тройники.
Принцип работы
Фото прибора:
Нетрудно понять, что даже ничтожные поначалу дефекты в действиях инженерных систем и коммуникаций могут обернуться серьезнейшими проблемами.
Доставляемый дискомфорт и даже опасность для здоровья при нарушениях в работе отопления вряд ли получится переоценить.
Оттого внимательные, вдумчивые домовладельцы должны быть заняты профилактикой подобных неполадок. Немалую роль в ней играет как раз байпас, широко используемый и в отопительных контурах, и в водопроводных системах.
Конструкция его не представляет особой сложности – это всего лишь перемычка в виде трубы, дополненной регулирующими устройствами.
Через байпасный клапан обеспечивается проход жидкости (питьевой воды или теплоносителя в системе отопления) в стороне от того или иного технического узла.
Если совсем просто – это обходной путь для воды на случай непредвиденных ситуаций. Если все работает нормально, по перемычке поток движется спокойно и размеренно.
Но при определенных условиях запирающий элемент перекрывается и жидкость устремляется в сторону от прежней траектории. Подобное действие достигается потому, что диаметр байпаса неизменно меньше, чем у трубы, которая подводит к нему воду.
Применение такого устройства позволяет:
- сделать заметно проще сервисные работы на трубопроводах;
- поднять коэффициент полезного действия техники;
- сократить непроизводительные энергетические расходы;
- радикально решить проблемы заполнения труб и другой водной инфраструктуры воздухом;
- гарантировать относительно стабильное действие даже в отличающихся от нормальных ситуациях.
Иногда можно столкнуться с рассуждениями, что байпас ставить нерентабельно. На самом деле это не так – при установке такого устройства получается заметно сэкономить электроэнергию.
Сокращение подачи воды в батареи составляет до 35%, и потому можно уменьшить расход тепловой энергии примерно на 15%.
Так как многие реальные системы расходуют много тепла, никаких негативных последствий не будет. Более подробную картину можно понять при консультации со специалистами.
Принцип работы байпасного клапана
Если произошла нестандартная ситуация, отключение электроэнергии или поломка насоса, давление прекращается, и клапан автоматически перекрывает перемычку, пуская воду по естественному ходу. Это позволяет полностью автоматизировать систему отопления. Недостаток автоматического байпаса – чувствительность к сорности воды и мелким загрязнениям. Перед установкой, рекомендуют прочистить водопровод АВД для устранения налетов и ржавчины в трубах и радиаторах.
Перед началом работ, необходимо определиться с материалом системы водоснабжения. Для труб из полипропилена используют разборные соединения, и сначала собирают блок насоса вместе с байпасом. Ветку подключают при помощи тройников, вмонтированных в основную трубу. При стальном исполнении, сначала впаивают патрубки, потом вентиль на байпасе. Установка системы байпаса производится по направлению к теплоносителю и обязательно должна собираться в определенной последовательности.
Схема сборки:
- Фильтр;
- Обратный клапан;
- Насос принудительного действия.
Диаметр прохода линии байпаса должен быть равен диаметру обратки. Специалисты рекомендуют при монтаже все краны укомплектовать разборными фитингами. В этом случае при ремонте будут устранены различные ситуации.
Перед началом монтажных работ по установке насоса, необходимо спустить теплоноситель из системы. Всю конструкцию ориентируют так, чтобы выходные трубопроводы были вертикально либо горизонтально, в зависимости от хода трубы.
Как работает байпасная линия:
- Собирают участок обвода, который будет располагаться параллельно магистрали;
- От обратки отрезают участок, равный длине обвода;
- На концы магистрали устанавливают тройники;
- Между ними монтируется участок с запорной арматурой или клапаном;
- Проводят соединение собранного участка обвода с магистралью трубами, равными по длине.
При монтаже необходимо оставить пространство для возможности последующего демонтажа насоса и других элементов. Необходимо правильно сделать монтаж, проследив совпадение стрелки на корпусе с током теплоносителя.
Варианты установки байпаса
Понимание, что такое байпас в системе отопления, и какие существуют вариации, уже имеется. Теперь же предстоит разузнать, какая стоит задача. Установка байпаса предлагает довольно большую разнообразность, поэтому выбрать наиболее подходящий вариант не так просто.
Радиаторные перемычки однотрубной схемы
Наиболее популярно в старых многоэтажках с вертикальной схемой, где жидкость разносится по радиаторам с 5 по 16 этажи благодаря огромной скорости и давлению. Байпас на радиаторе отопления располагается между подводками и немного смещен от оси стояка, чтобы теплоноситель заходил в радиатор.
Отсутствие байпаса приведет к более холодной воде, а значит квартиры будут получать тепло в меньших количествах по мере продвижения. Это обуславливается тем, что вся жидкость будет проходить через радиатор. Поэтому в однотрубной системе, в отличие от двухтрубной, где нагретая и остывшая вода продвигается по двум магистралям, байпас крайне важен.
Обводная линия циркуляционного насоса
Гораздо больше случаев можно перечислить, когда обводная линия не нужна насосу. А вот подойдет байпас для циркуляционного насоса лишь в одной ситуации – если система самотечная. Но при этом следует обладать разгонным коллектором и внимательно подбирать размеры труб.
Вторым условием является принудительная циркуляция как основной вариант, но при проблемах с насосом или электричеством она должна становиться естественной. Для этого понадобится обратный клапан либо шаровой кран, который в случае необходимости откроет байпас и обеспечит естественное передвижение жидкости. Первый сделает это автоматически, а второй потребует своими руками.
Смешивающие узлы
Здесь байпас взаимодействует с термостатическим 3-ходовым клапаном. Байпас отвечает за соединение обратки с подачей. Арматура же берет на себя роль регулировщика и защитника. Вместе они обеспечивают нужную температуру.
В основном применяется для дровяного котла, тепло аккумулятора или при водяном теплом полу. Манеру действия в большинстве случаев можно описать так: при достижении необходимых значений температуры в контурах теплообменника, кран останавливает подачу и жидкость движется по байпасу с помощью насоса.
При монтаже водяных теплых полов
Здесь как раз и используются смешивающие узлы, а точнее система байпас и трехходовой клапан. Это обязательный элемент при создании теплых полов, позволяющий им полноценно работать и держать температуру до 45°C. Арматура готовит жидкость, пропуская горячую в определенном объеме. Обводная линия принимает излишки, там происходит смешивание с холодной водой из коллектора, и отправляется к котлу.
В магистрали с твердотопливным котлом
Вторая ситуация, где требуется узел смешивания. Здесь он образует циркуляцию жидкости в малом кругу. Клапан ставят на обратке. Байпас соединяют с подающей трубой, находящейся на одной стороне, и с арматурой на другой.
Она мешает горячую жидкость байпаса с холодной теплоотдающих контуров. В котел поступает вода с минимальной температурой в 50°C. Данное приспособление позволяет избежать коррозии и продлевает пригодность твердотопливного котла.
Разновидности байпасов системы отопления
Довольно быстро байпасы обрели высокую популярность, что привело к необходимости модернизировать их под конкретные конструкции и проблемы. Таким образом, та самая запорная арматура применяется и на байпасе, а не только вместе с ним.
В итоге прямо сейчас эта труба-перемычка имеет три вариации. Каждая из них обладает индивидуальными нюансами как в использовании, так и в строении, а потому будет проговорена по отдельности.
Нерегулируемый обводной патрубок
Данный вариант самый простой и понятный, требующий минимальных затрат. По сути, это просто обводная линия, без каких-либо добавочных элементов. Байпас такого типа пользуется наибольшей распространенностью для подключения батарей.
Эта труба всегда открыта, что ведет к следующему: вода либо другой теплоноситель находится в свободном плавании, что исключает регулировку интенсивности потока.
Здесь также важно понимать, что в отоплении жидкость передвигается в местах с минимальными гидравлическими потерями. Это необходимо для правильного подбора диаметра, который имеет две вариации:
- Вертикальная разводка. Здесь байпас должен быть меньше, нежели две трубы. В противном случае теплоноситель будет автоматически уходить в него, оставляя радиатор без жидкости;
- Горизонтальная разводка. В данном случае ситуация отличается. Чтобы теплоноситель мог двигаться вверх, как ему и положено, диаметр байпас должен не отличаться от магистрали. При этом, патрубок, соединяющийся с батарей, обладает меньшим размером для размеренного распределения и сильного напора.
Управляемый в ручную байпас
Этот вид устройства предполагает использование шаровых кранов. Применение именно такой запорной арматуры при возведении обходного пути обусловлено их главной особенностью – они никак не влияют на гидравлическое сопротивление. Следовательно, открытые краны оставляют внутренний просвет трубопровода неизменным.
Такой байпас более удобен, поскольку предоставляет возможность контролировать количество жидкости в обводе. Например, при закрытии крана, вода полноценно будет передвигаться по главной магистрали.
Но есть нюанс: в профилактических целях шаровые краны требуют периодической прокрутки. В ином случае они прикипят и потребуется замена.
Автоматический вариант байпаса
Применяется для циркуляционного насоса. Здесь теплоноситель передвигается в направлении минимального сопротивления к байпасу. После он проходит тот же путь при возвращении, так и не поступая в батарею. Это позволяет избежать ее перегревания. Жидкость же спокойно направляется к другому радиатору.
Главной задачей этого байпаса является контроль подаваемой жидкости и температуры комнат, поскольку теплоноситель может полноценно либо отчасти отводиться от батареи. Имеются также 2 вариации устройства:
- С обратным клапаном. Идеально подходит для принудительной циркуляции и крайне прост в использовании, но требует исключительной чистой воды. Иначе будет быстро загрязняться и постоянно меняться;
- Инжекционный. Необходимый элемент – насосный узел, устанавливаемый в основной магистрали. Оба патрубка здесь участвуют в ускорении потока жидкости.
Для систем с котлом работающим на твёрдом топливе
Во время использования в комбинировании с твердотопливным оборудованием для отопления циркулярный насос позволяет создать небольшой циркуляционный контур. Для этого обводная труба ставится на подачу, где есть разогретый до предела тепловой носитель, и подсоединяется к трехходовому клапану, размещенному на другой стороне конструкции.
Благодаря клапану выполняется перемешивание горячей воды из циркуляционного насоса и холодной, идущей из обратного контура. В результате к котлу для будущего цикла нагрева возвращается тепловой носитель, температура которого превосходит 50 градусов.
Необходимость возврата тёплой жидкости в котел обусловлено тем, что в другом случае на железных стенках топочной камеры будет возникать конденсат, который подтолкнет появление коррозии и будет причиной повреждения агрегата. Если же дополнить систему циркулярным насосом, то таких проблем можно очень легко избежать.
Необходимость байпаса на радиаторе, принцип его действия
Итак, байпас на батарее – это замечательно как минимум по двум причинам:
- В случае необходимости починки или смены одного из радиаторов, он позволяет сохранить эффективную работу всей системы, просто перекрывая необходимую батарею. Без него в такой ситуации последовательная схема отопления полностью перестанет работать;
- Теплая погода зимой тоже может стать проблемой при плохом центральном отоплении: в помещениях жарко, но открывать окна нельзя из-за сквозняков. А байпас как раз позволит изменять степень нагрева батарей.
Нередко возникает вопрос, можно ли использовать кран либо клапан без этого элемента? Это не запрещается, но в таком случае все радиаторы, относящиеся к одному стояку, потеряют в эффективности, так как будут получать меньше жидкости. От такого никакие соседи не окажутся в восторге, поэтому байпас в однотрубной системе многоэтажки является неотъемлемой частью обвязки.
Монтаж байпаса в обвязке радиатора отопления
Многим, вероятнее всего, уже приходилось сталкиваться с установлением какой-либо перемычки на батареях отопления, а некоторые и вовсе систему отопления возводят самостоятельно. В данной ситуации монтаж не предоставляет каких-либо головоломок и трудностей, но следует прислушаться к следующим советам:
главная труба и байпас не могут иметь между собой никаких запорных устройств. Это делается для избегания непроизвольного закрытия всей циркуляции; диаметр труб, о котором уже говорилось
Соблюдение тех норм имеет крайне важное значение; при вертикальной разводке расположить байпас необходимо как можно дальше от стояка и ближе к батарее, а также заранее обдумать место установки необходимых кранов