С чем можно смешивать
ОЖ класса G-13 рекомендуется использовать исключительно в двигателях, снабжённых алюминиевыми радиаторами. Применять такие охлаждающие жидкости в системах с медно-латунными деталями категорически противопоказано из-за несовместимости химических компонентов. Также не рекомендуется смешивать данные сорта антифриза с жидкостями более низкого класса. Дело в том, что в основе G-11 и 12 лежит этиленгликоль, который при смешении с пропиленгликолем может дать неблагоприятный эффект, снижающий рабочие характеристики ОЖ.
При необходимости, добавлять в охлаждающую систему следует только жидкость аналогичного класса. При выборе не следует полагаться только на цвет ОЖ, а нужно убедиться, что она относится к 13-му классу. В крайнем случае, разбавлять антифриз разрешается дистиллированной водой. Но нужно учитывать, что его технические характеристики при этом неизбежно понизятся:
- При соотношении антифриза и воды в пропорции 1:2, to замерзания составит -18, а кипения +108.
- При разбавлении G-13 водой в соотношении 1:1,5 температурный показатель будет равен, соответственно, -25 и +110 градусам.
- Смешивание в равных пропорциях воды и антифриза позволит получить состав с температурой замерзания -37ºC, и с температурой кипения +140.
В целом жёлтая охлаждающая жидкость, выпускаемая в соответствии с требованиями 13-го класса, отличается повышенными эксплуатационными свойствами. Она обеспечивает двигателю защиту от коррозии, обладает эффектом смазки, и способна работать в широком диапазоне температур. Единственный минус таких составов – их повышенная стоимость, подчас в разы превышающая цену других ОЖ.
Предыдущая
Антифриз Sintec – разновидности и свойства
Следующая
Антифриз G13 – Состав
Виды
На данный момент существуют различные жидкости, которые можно применять исключительно для отопительных приборов. Ключевым различием в них имеет основа. Это может быть пропиленгликоль, этиленгликоль или глицерин. Кроме этого, жидкости для отопления дома отличаются по своей стоимости, температуре кристаллизации, а также количеству специальных присадок.
Этиленгликоль
Наибольшей популярностью пользуется теплоноситель, изготовленный на основе этиленгликоля. Однако такая жидкость достаточно ядовита — попадание этиленгликоля на кожу человека может привести к очень неприятным последствиям, испарения также представляют опасность.
Если же говорить непосредственно о концентрации данного вещества в жидкости для отопления дома, то при температуре замерзания -65 °C его концентрация примерно 60%, при температуре -30 °C – 44%.
Учитывая тот факт, что этиленгликолевый антифриз для отопления является столь токсичным и ядовитым, специалисты не рекомендуют использовать его в двухконтурных котлах, если имеется возможность подмеса из отопительного в водоснабжающий контур. Кроме этого, его нежелательно применять в отопительных приборах c открытым верхом.
Пропиленгликоль
Не столь токсичны жидкости для отопления домов, произведенные на основе пропиленгликоля. Стоит отметить, что это вещество может быть как техническим, так и пищевым. Антифриз, в основе которого находится пищевая жидкость, разумеется, более экологически чист и безопасен для здоровья и жизни человека.
Глицерин
Наиболее безопасный вариант, срок эксплуатации которого составляет 8-9 лет. Надежный и удобный в использовании. Отопительные системы на основе такого теплоносителя не нуждаются в промывке. Обладает отличными антикоррозийными свойствами и не воспламеняется.
Особенности пропиленгликолевых антифризов
Пропиленгликолевый антифриз для системы отопления загородного дома не является токсичным. Он стал доступен для широкого круга потребителей в конце прошлого века. Преимуществом выступает полная безвредность. Это качество позволяет использовать материал в условиях двухконтурных систем.
Ознакомившись с инструкцией, вы сможете понять, что вещество может быть использовано при температуре до -35 °C. Для идентификации состав окрашивается в зелёный цвет. В подтверждение безопасности можно отметить, что пропиленгликоль выступает в качестве пищевой добавки, ее используют при приготовлении кондитерских изделий в роли агента, который удерживает влагу и смягчает структуру.
Плюсы и минусы антифризов
Главное преимущество гликолевых антифризов состоит в их способности сохранять отопительную систему при отрицательных температурах (до -70 °С).
Однако недостатков у таких жидкостей достаточно много, что необходимо учитывать, применяя решение об их использовании.
Теплоемкость антифризов существенно ниже, чем у воды (примерно на 15 %). Таким образом, при разбавлении антифриза в соотношении 1:3 мы теряем около 200 Вт с 1 кВт тепловой энергии. В связи с этим размеры труб, радиаторов и котла необходимо увеличивать на 20 %.
Плотность «незамерзаек» выше, чем у воды, на 5-10 %, а вязкость – на 30-50 %. Это означает повышенное гидравлическое сопротивление при движении жидкости по трубопроводу и увеличенное потребление электроэнергии.
Тепловой коэффициент расширения антифризов на 30-40 % больше, чем у воды. При нагреве гликолевый теплоноситель возрастает в объеме несущественно (на 5 %), но иногда из-за этого может понадобиться гидробак чуть большего объема.
Из-за низкого поверхностного натяжения антифризы на 50 % более текучи, чем вода – это предъявляет повышенные требования к герметизации отопительных систем. Вместо обычных резиновых прокладок применяются паронитовые.
При эксплуатации антифризы весьма чувствительны к критическим температурам: перегрев, например, вызывает разложение присадок с образованием твердых нерастворимых осадков и кислот. Это приводит к появлению нагара на нагревательных элементах котла, коррозии металлов, разрушению уплотнительных элементов. Процесс сопровождается повышенным пенообразованием, что вызывает завоздушивание системы и нарушение ее функционирования.
Антифризы могут применяться далеко не во всех типах радиаторов. Так, из-за свойства разрушать эластомеры гликолевые жидкости нельзя использовать в секционных системах с резиновыми прокладками. Антифризы вымывают цинк, поэтому недопустимо их применение в радиаторах с оцинкованными трубами.
Одним из самых существенных недостатков дешевых незамерзающих жидкостей на основе этиленгликоля является их высокая токсичность, из-за которой их запрещено заливать в системы с открытым накопительным баком (контур должен быть замкнут).
Антифризы имеют сравнительно малый срок эксплуатации – около 10 сезонов. Далее антикоррозийные присадки начинают разлагаться, образуется твердый осадок, забивающий фитинги и разрушающий трубопроводную арматуру. Через 5-10 лет этиленгликоль и пропиленгликоль нужно сливать, правильно утилизировать и менять на новый.
Еще один существенный недостаток незамерзающих теплоносителей – относительно высокая стоимость: 20-литровая канистра этиленгликоля с кристаллизацией при -30 С стоит, в среднем, 15 долларов, цена такого же объема пропиленгликоля в два раза выше.
Какая разница между антифризом и тосолом
С точки зрения своего назначения, физических качеств оба названия являются синонимами. Отличием между двумя лексическими формулировками является история их рождения.
«Антифриз» – является общемировой, более широкой, формулировкой обозначения охлаждающих, незамерзающих (Antifreeze) жидкостей для двигателей внутреннего сгорания . Изначально антифриз, как и тосол, имели одинаковую химическую основу, но впоследствии развития технологий усовершенствованные антифризы получили ряд принципиально новых химических формул, которые адаптированы к определённым характеристикам двигателей, учитывают безопасность и экологичность, имеют более длительный срок эксплуатации.
Заправка тосола в двигатель
История рождения значения «Тосол» пришло из советского промышленного комплекса, где в НИИ органической химии была разработана формула охлаждающей жидкости. Составляющее «ТОС» является аббревиатурой, расшифровывающейся как название отдела института разработчика – «Технологии Органического Синтеза». Приставка «ол» является составляющей конечной части, принятой в органической химии, в обозначении спиртов. Например, спирты — «этанол» — этиловый спирт», «метанол» – метиловый спирт. В последствии, с распространением и завоеванием спроса на рынке слово «Тосол» приобрело ценность бренда, на который в своё время юридически никто не предъявил свои права. В связи с этим, под данным названием, в настоящее время на территории пост советского пространства множество хим. предприятий выпускают охлаждающую жидкость для двигателей. Традиционно тосол имеет вид слегка маслянистой жидкости синего цвета.
Чтобы, подытожить выше описанное, можно сказать следующее:
- Под Тосолом понимают советскую марку охлаждающей жидкости на спиртовой основе
- Охлаждающие Антифризы, в своём разнообразии видов, к которым также относится Тосол, являются рядом охлаждающих жидкостей, поделенного на группы различающихся свойствами и химическим составом
Из этого следует, что антифризы своей широкой линейкой и разнообразием улучшенных физических свойств более гибки в учёте характеристик двигателя вашей машины и имеют боле длительный срок эксплуатации.
Охлаждающая жидкость: в чем особенность антифриза G 12
Начнем с того, что в готовом виде антифризы состоят из этиленгликоля, пакета присадок и дистиллированной воды. При этом зачастую антифриз может реализовываться в виде концентрата, то есть воду нужно добавлять самостоятельно.
Дело в том, что от количества воды будут зависеть определенные свойства готовой жидкости (температура замерзания антифриза и т.д.). Так или иначе, хотя основа похожа, присадки в разных типах охлаждающих жидкостей сильно отличаются.
Первым поколением антифриза долгое время оставался состав на основе этиленгликоля. При этом ингибиторами коррозии в таком антифризе выступают неорганические добавки (силикаты, нитраты, фосфаты, бораты и т.п.).
После попадания в систему охлаждения присадки создают на металлических деталях особую оксидную пленку. Данный тип получил маркировку G11 по классификации Volkswagen, которая стала общемировой.
С одной стороны, пленка является эффективной защитой от коррозии. Однако также неизбежно ухудшается отвод тепла, а сами присадки быстро срабатываются и перестают выполнять свои функции.
На деле, срок службы антифриза данного типа не превышает 2 года или 80-100 тыс. км. пробега. Сегодня такой антифриз считается устаревшим. Кстати, отечественный аналог ТОСОЛ также относится к G11, однако смешивать антифриз и тосол запрещено.
Позже на рынок были выпущены карбоксилатные антифризы. Такие решения в составе содержат ингибиторы коррозии, которые созданы на основе органических кислот (карбоновых). Эти жидкости имеют маркировку G12 (с 2005 года G12+), не образуют защитной пленки на стенках и деталях, а работают точечно именно там, где уже возникает очаг коррозии.
С учетом того, что защитной пленки нет, антифриз данного типа лучше отводит тепло, также присадки срабатываются не так интенсивно. Еще жидкости данного типа дольше сохраняют полную работоспособность в условиях высоких и низких температур.
Данное решение разработано по причине того, что добавление небольшого количества неорганических присадок позволяет избежать кавитации. Если просто, кавитация приводит к тому, что разъедает крыльчатку помпы, в блоке и ГБЦ появляются дыры и т.п. По сроку службы гибридные антифризы не уступают карбоксилатным, при этом защита более надежная, чем у G12 и G12+. Кстати, если сравнить антифриз G12 красный, цена c более новым гибридным поколением ОЖ доступнее.
Лобридный антифриз появился около 10 лет назад и состоит из органической основы с добавлением небольшого количества минеральных ингибиторов. Такой антифриз способен образовать тонкую защитную пленку на поверхности деталей системы охлаждения (похож на G11), однако пленка очень тонка, то есть не ухудшает теплоотвод. В свою очередь, сама присадка работает только в случае появления очагов коррозии (как G12).
Благодаря таким особенностям срок службы антифриза данного типа сильно увеличен (около 10 лет или 500 тыс. км.). Также некоторые крупные автопроизводители заливают в новый двигатель с завода именно такой антифриз, после чего иногда утверждается, что менять его и вовсе не нужно. На деле, замена все же показана, однако срок службы большой. Маркировка антифризов данного типа G12++ , а также G13. В состав дополнительно вводится глицерин, что также снижает токсичность охлаждающей жидкости.
Марки охлаждающих растворов их достоинства и недостатки
В России, на сегодняшний день, наибольшее распространение получили антифризы трёх торговых марок: «Аляска», «Феликс» и «Синтек».
В линейке растворов этой фирмы есть вещества всех классов, и они зарекомендовали как одни из лучших охлаждающих жидкостей по соотношению цена-качество.
Охлаждающие вещества торговой марки «Феликс», выпускает российская компания «Тосол-Синтез». Эта компания выпускает охлаждающие жидкости классов G11 и G12. Данные вещества достаточно высокого класса, хотя при этом имеют сравнительно доступную цену.
Антифризы торговой марки «Синтек», пожалуй, самые качественные в этом обзоре. Продукты этой фирмы постоянно участвуют в различных тестах и сравнительных испытаниях, в которых набирают высокие балы и положительные отзывы.
Данные вещества выпускает российская компания «Обнинскоргсинтез» и при этом рынком сбыта является не только Россия, но и страны бывшего СССР, а также страны из дальнего зарубежья.
Как смешиваются различные марки антифризов?
Разные виды охлаждающих растворов, более того, даже вещества различных торговых марок, смешивать нельзя. В результате смешивания свойства охлаждающей жидкости могут радикально поменяться.
Кроме этого, очень часто в результате смешиваний, в охлаждающей системе образуются всевозможные твёрдые и желеобразные осадки, которые могут забивать каналы двигателя и разрушают его узлы, в частности, такие как водяная помпа.
Необходимо заметить, что современные силовые агрегаты рассчитаны на использования в них исключительно антифризов. И использовать в них обычную воду, категорически, не рекомендуется, так как это может привести к преждевременному выходу из строя водяной помпы.
Свойства антифриза
В зависимости от типа используемой присадки, антифриз для отопления приобретает еще некоторые достаточно важные свойства. В частности:
- способность защищать металлические элементы системы от коррозии;
- способствовать растворения и выведения осадков, возникающих в системе;
- препятствие разрушению неметаллических элементов системы – силиконовых прокладок, резиновых уплотнителей, герметиков.
Казалось бы, учитывая довольно большое количество преимуществ антифриза перед обычной водой, отопление дачи антифризом или частного дома – довольно большая редкость. Причиной этому служит предупреждение, которое дают пользователям большинство компаний-производителей отопительных котлов. Они настоятельно не рекомендуют использование данной жидкости. Видео о том, как правильно пользоваться антифризом, можно посмотреть ниже.
Антифриз «Теплый дом» и его основные разновидности
На рынке современных материалов для систем отопления вы можете встретить теплоноситель «Теплый дом» в нескольких разновидностях, среди них «ЭКО -20», готовый к использованию состав зелёного цвета, который выполняется на основе пропиленгликоля. Он идеален для двухконтурных котлов. Антифриз для системы отопления загородного дома предлагается еще и разновидности “ЭКО-30”. В данном случае речь идет о составе на базе этиленгликоля, который подходит для одноконтурных котлов.
После приобретения теплоносителя его необходимо разбавить, при этом температура эксплуатации будет достигать -20 °C. Еще одна разновидность – «Тёплый дом-65», которая имеет красный цвет и изготавливается на основе этиленгликоля. Состав можно разбавлять водой, при этом температура его эксплуатации достигает -30 °C.
Следует знать каждому владельцу дома
По принятому международному стандарту, охлаждающая смесь, вне зависимости от ее типа — это может быть новое поколение антифризов, не должна иметь в своем составе никаких физических примесей в виде металлов и в целом ничего опасного для человека
Старайтесь покупать такие смеси, тем более их недавно начали выпускать на рынок в большом количестве.
Смесь для труб домашней системы отопления должна быть прозрачного оттенка.
У антифризов различных типов может быть один оттенок, однако это совсем не значит, что данные антифризы можно перемешивать.
Выбирая антифриз для системы отопления дома — обращайте внимание на склонность к образованию осадка или пены, поскольку это увеличивает вероятность поломки системы отопления. Данный осадок с течением времени забьёт патрубки в системе и остановит насосное оборудование.
Но все же после сильного нагревания данного продукта может появиться сажа либо даже вредная для мотора взвесь из небольших частиц.
Антифриз – как основная незамерзающая смесь для домашней системы отопления
- Бытовой (или как его еще называют домашний антифриз) являет собой особую смесь в виде теплоносителя, который используется в разных элементах и системах, включая отопительные элементы в доме. Вообще есть множество типов антифризов, в основе которых находятся различные растворы на основе химических веществ: в том числе смеси на основе спиртов, составы на основе органических и неорганических кислот либо на основе солей, составы на основе так называемого пропиленгликоля и другие.
- К данным составам обязательно (почти всегда) добавляют особые по своей структуре присадки, делающие свойства вышеперечисленных растворов еще лучше для системы отопления.
- И еще одной отличной характеристикой можно назвать сниженную температуру замерзания.
- Но какой антифриз стоит выбрать для отопления дома? Для начала стоит разобраться в их составах.
Классификация автомобильных охлаждающих жидкостей
Для своей продукции немецким автомобильным концерном Volkswagen была введена классификация охлаждающих жидкостей. По действию присадок антифризы стали подразделяться на три вида: G11, G12, G12+. Впоследствии эта классификация стала использоваться и другими производителями этой продукции.
- G11 – наиболее дешевый антифриз, изготавливающийся на основе этиленгликоля с минимальным набором присадок. Силикатные присадки покрывают стенки системы охлаждения двигателя тонким слоем, предохраняя их от коррозии. Используется в основном для отечественных автомобилей. Как правило, срок службы таких антифризов не превышает 2-х лет.
- G12 не содержит нитритов. Он изготавливается на основе более высококачественного и экологически чистого этиленгликоля с добавлением карбоксилатных соединений. Защитная пленка под воздействием антифриза этого вида создается только в местах возможных очагов коррозии, повышая теплоотвод системы. При возникновении коррозии карбоксилатные присадки способны ее быстро локализовать. Антифриз этого класса хорошо зарекомендовал себя в высокооборотистых двигателях, которые при работе создают высокую температуру. С комплексом восстанавливающих присадок срок службы антифриза цена которого несколько выше предыдущего, составляет не менее 5-ти лет.
- G12+ изготавливается на базе неядовитого, быстро разлагающегося полипропиленгликоля. Он является самым экологически безопасным антифризом из всего ряда охлаждающих жидкостей. Тщательно подобранный состав присадок позволяет бережно эксплуатировать автомобили с двигателями из чугуна и алюминия, с системами охлаждения из легких металлов. G12+ – это антифриз, цена которого достаточно высока, но полностью соответствует его качеству.
- В последнее время на рынке охлаждающих жидкостей появился универсальный антифриз марки G12++, являющийся гибридом силикатного и карбосиликатного соединений. Не содержащий фосфатов и боратов, этот совместимый с более старыми классами охлаждающих жидкостей, антифриз надежно защищает системы охлаждения автомобилей с очень высокой скоростью циркуляции и большой термической нагрузкой на двигатель.
Что означает цвет антифриза?
Для того, что бы владельцам автомобилей было проще ориентироваться в огромном количестве антифризов, производители стали окрашивать их в различные цвета:
- зеленый цвет указывает на недорогой антифриз с небольшим пакетом присадок, по сравнению с тосолом имеет лучшие характеристики. Зеленый цвет, к примеру, имеет охлаждающая жидкость марки G11;
- антифриз синего цвета замерзает при более низкой температуре, но имеет тоже сравнительно небольшой пакет присадок;
- красный антифриз марки G12 обладает улучшенными характеристиками по сравнению с охлаждающими жидкостями вышеуказанных цветов;
- оранжевый или желтый цвета антифриза указывают на его высокое качество и хорошие экологические свойства. Более современные технологии производства марок антифризов G12+, G12++, которым присвоены эти цвета, самые дорогие, но большой срок службы вполне оправдывает их стоимость.
Зеленые и синие антифризы G11 используются в авто, которые сошли с конвейеров автомобильных заводов до 1996 года, красные антифризы G12 – для автомобилей с 1996 по 2001 год выпуска, желтые и оранжевые – для новых автомобилей современных марок и авто, используемых в экстремальных условиях.
Выбор антифриза
Вопрос правильного выбора охлаждающей жидкости именно для конкретного автомобиля является достаточно сложным. Прежде чем антифриз купить, тщательно изучите паспорт своего автомобиля, в котором должна быть указана рекомендуемая производителем марка антифриза. Кроме того, для каждого типа двигателей существует определенный срок замены антифриза. Если самостоятельно разобраться с паспортом иномарок сложно, обратитесь к специалистам компании ООО «Автохимия». Наши сотрудники обязательно подберут лучший антифриз именно для вашего автомобиля.
Перед самостоятельной покупкой антифриза обязательно внимательно прочитайте этикетку продукции. На ней должно указываться название марки изготовителя, адрес его местонахождения, дата производства и срок годности, рекомендации по применению. Упаковка должна иметь пробку с одноразовой трещоткой, под которой ничего не должно протекать. Сама жидкость должна быть прозрачной и не иметь на дне осадка или хлопьев.
Чтобы надежно эксплуатировать автомобиль самым правильным будет решение «куплю антифриз в надежной компании». ООО «Автохимия» имеет большой выбор сертифицированных антифризов известных марок. Мы поможем определиться с выбором лучшего антифриза для вашего автомобиля и дадим подробные рекомендации по его применению.
Как выбрать
Теплоносителем называют жидкую или газообразную субстанцию, используемую для передачи тепловой энергии
Покупая антифриз, обращайте внимание на следующие критерии выбора: основа, точка кристаллизации, точка кипения, возможность разбавления водой и время, которое антифриз прослужит
Основу можно прочитать на упаковке, изучая состав. Наиболее стойким к морозу компонентом считается этилен-гликоль, но он же и самый противоречивый с точки зрения пользы, ведь токсичность зашкаливает. Средним по стоимости является глицерин — вещество щадящее и безвредное, но со своим минусом. Придется заменять привычные прокладки на тефлоновые. Из дорогих основ выделяется пропилен-гликоль. Его плюсы — в устойчивости к перегреву и нейтральности в химическом плане.
Показатель точки кристаллизации может варьироваться от -15 до -65 градусов, поэтому при покупке надо ориентироваться на климат региона, смотреть, умеренный он или холодный.
Точка кипения дает понять, когда вещество начнет пениться. Чем позже происходит закипание, тем дольше будет текучесть и передача тепла. Максимальным считается показатель 115 С.
Обратите внимание, что одни средство можно разбавлять водой, а другие необходимо использовать исключительно в чистом виде. Наиболее выгодным считается, конечно, тот, который можно разбавить водой
Срок службы — тоже важный параметр, так как именно в течение указанного периода продукт по щадящему воздействует на металл и полностью соответствует своим характеристикам.
Почему не стоит использовать воду в качестве теплоносителя
Известно несколько факторов, ограничивающих ее использование в роли универсального теплоносителя. Одним из главных выступает то, что данное вещество переходит из жидкого состояния в твердое при 0 °C. Если это произойдет, то объем воды увеличится на 10%, что непременно станет причиной повреждения сетей Поэтому для решения некоторых задач следует использовать теплоноситель с более гибкими свойствами.
Эффективная работа может быть обеспечена методом использования антифриза. И это понятие включает не только жидкости по типу этилового спирта, автомобильного тосола и трансформаторного масла. Для систем отопления лучше подходит антифриз специального назначения. Основным требованием к теплоносителю в данном случае является безопасность с точки зрения горючести и воспламеняемости. Существуют ещё ограничения в вопросах нормативов для помещений, где проживают люди. Кроме того, антифриз не должен быть химически активным при контакте с металлами.
Особенности использования антифриза «Теплый дом»
Вышеописанный антифриз для системы отопления загородного дома должен использоваться согласно правилам, приведённым в инструкции. Смесь является более жидкой и текучей по сравнению с водой
Поэтому сборка стыковочных узлов должна осуществляться с особым вниманием
Перед началом эксплуатации системы важно провести опрессовку
Применять смесь не следует совместно с электролизными котлами. Для разбавления можно применить техническую или дистиллированную воду. Если к объему будет добавлено 10% жидкости, то кристализация начнется уже при -25 °C. При увеличении воды в объеме до 20%, температура снизится уже до -20 °C. В процессе такого разбавления антифриз обретет желеобразную форму.